В то время как в Турции идут бесконечные дебаты по поводу внедрения в новый проект конституции положения о переходе к президентской форме правления, а Конституционная комиссия не может договориться с правительством, президент Турции Абдуллах Гюль выступил с заявлением о том, что для страны в первую очередь важен демократический характер политической системы, а не её вид.
Гюль сделал этот важный комментарий и много других заявлений по животрепещущим вопросам турецкой политической повестки вчера поздно вечером во время интервью, данного частному каналу CNN Türk.
Касательно вопроса перехода к президентской системе Гюль заявил, что для него первостепенным является демократичность будущего строя Турции, а не конкретные формы, а также подчеркнул, что ответственная за разработку проекта новой конституции Комиссия конституционного примирения вправе выбрать ту или иную систему.
Президент не дал прямого ответа на вопрос о его личных предпочтениях, сказав, что было бы легкомысленным делать такие выводы, не ознакомившись с основными принципами обоих проектов. Причиной решения пересмотреть существующую систему Гюль назвал ее многочисленные недостатки, вследствие которых в стране наряду с выборным правительством действуют параллельные слабоконтролируемые ведомства, так называемые «органы опеки». Глава Турции считает их упразднение необходимым условием демократизации политической системы Турции.
Гюль выразил свое беспокойство по поводу длительного досудебного содержания бывшего главы Генштаба Турции и добавил, что новый пакет реформ судебной системы должен решить эту проблему.
На вопрос о положении дел в Сирии Гюль заявил, что затягивание кризиса может представляют серьезную угрозу миру во всем регионе, а также сказал, что некоторые страны видят выход из сложившейся ситуации в самоуничтожении Сирии.
Гюль в очередной раз подчеркнул, что он возлагает большие надежды на переговорный процесс с главой Рабочей партии Курдистана Абдуллахом Оджаланом и считает, что Турция имеет все шансы оставить в прошлом проблему терроризма, которая уже 30 лет является главным источником нестабильности в турецком обществе.