Встреча между тремя депутатами Партии мира и демократии (ПМД) и Абдуллой Оджаланом, лидером запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК), отбывающим пожизненное заключение на острове Имралы к югу от Стамбула, — это первый конкретный шаг, предпринятый на глазах широкой общественности.
Оджалан отправил 20-страничное письмо трем адресатам: ПМД, лидерам РПК в их лагерях, расположенных в горах Кандиль на севере Ирака и руководству европейского крыла РПК.
Лидер РПК в своем письме перечисляет свои предложения. Он ничего не навязывает. Он просто просит рассмотреть его точку зрения.
Следующие две недели будут полны дискуссий относительно содержания этого письма. Прокудрскому политическому движению в этот период предстоит пройти через серьезное испытание. Остается ли Оджалан лидером прокурдского политического движения? На этот вопрос будет дан ответ. Если они не прислушаются к тому, что он говорит, процесс решения проблемы получит смертельный удар.
Процесс, начавшийся с переговоров на Имралы, который включает в себя посредничество в мирном урегулировании путем переговоров с Оджаланом, на самом деле является испытанием для всех. Как лакмусовая бумажка, он покажет, кто, где и на чем стоит.
Наиболее важной характеристикой этого нового процесса является вот что: это возможность решить самую сложную проблему, которая до настоящего времени только усугублялась терроризмом и насилием. Нам придется иметь дело с иностранными разведывательными организациями, которые работали в течение последних 150 лет, чтобы препятствовать прогрессу в Турции, а также хунтой реакционных военных группировок с их попечительскими настроениями. Те, кто не хотят решения этой проблемы, потому что они извлекали выгоду из ее продолжения, — торговцы людьми и контрабандисты оружия, нелегальные сети, угнездившиеся в государственном аппарате, которые пытаются манипулировать руководством страны с помощью терроризма, и те, кто готовы устраивать провокации против решения проблемы, — не будут сидеть сложа руки.
Уже сейчас некоторые люди и группы беспокоятся и паникуют по поводу потенциального мира. Те, кто пессимистично рассуждают о том, что «если правящая Партия справедливости и развития (ПСР) решит эту проблему, она будет продолжать управлять страной в течение следующих 20 лет», уже начали ставить палки в колеса. Неонацисты с высокомерной позицией "plus royaliste que le roi" (фр. - больший монархист, чем сам король) запели песенку: «Вы увидите. Курды не будут слушать Оджалана». Хотя премьер-министр прояснил тот факт, что правительство выступает против всех видов этнического национализма, включая курдский и турецкий, националисты в попытках запутать умы людей продолжают повторять, как попугаи: «Нет, вы сказали, что не одобряете все виды национализма. Получается, вы не одобряете и турецкий национализм». Мы должны принять следующее: даже если разумное большинство продолжает поддерживать процесс, направленный на решение проблемы, вышеуказанные усилия действительно эффективны в создании путаницы. «Действительно ли РПК навязывает что-то ПСР, а ПСР покорно это принимает?» — молчаливо спрашивает народ. Разумная и благонамеренная большая часть общества действительно лелеет надежду о решении проблемы, но люди не вполне уверены в этой возможности. Они просто воздерживаются от того, чтобы громогласно высказывать свои беспокойства, чтобы не бросить тень на надежду.
Премьер-министр осознает это. Вчера, выступая на заседании парламентской группы его партии, он сказал: «Будьте уверены, что у нас нет и не будет ничего, что покрыло бы бесчестьем наших погибших солдат или могло бы стать позором для нашей нации». Я думаю, что эти слова на самом деле являются гарантией процесса примирения.
Те, кто действительно хотят положить конец терроризму и насилию, считают, что они ничего не потеряют, поддерживая процесс мирного урегулирования, учитывая тот факт, что ориентированная на безопасность политика до сих пор не привела к миру. Другими словами, мы пройдем через период, когда мы будем иметь терпение и хранить молчание. Мы выберем путь терпения, чтобы не было смертей, матери не плакали и кровопролитие прекратилось.
Премьер-министр также высказал упрек: «Мы не получили никакой решительной поддержки со стороны средств массовой информации, знаменитостей и представителей интеллигенции. Мы ожидаем, что они дадут нам необходимую поддержку».
Как долго мы будем ждать смелого шага?