В Мюнхене вспомнили о Сирии

Традиционно проходящая в Мюнхене конференция по безопасности в этом году не стала свидетелем из ряда вон выходящей сенсации — ни зубодробительных программных речей, ни многообещающих объятий в ритме «перезагрузки» не было.

Хотя сигналы на мюнхенских встречах прозвучали все-таки интересные.

Глава российского МИДа Лавров встретился с Моазом аль-Хатибом, лидером сирийской «национальной коалиции», объединяющей основные оппозиционные режиму Бащара Асада группировки. А ведь еще несколько месяцев назад тот же аль-Хатиб отказался приезжать в Москву на переговоры, заявив, что готов встречаться с российскими дипломатами в какой-нибудь арабской стране (как видим, сошла и Германия).

Имея в мире имидж друга и союзника сирийского президента Асада, Москва в то же время никогда не закрывала окошко для диалога с оппозицией. Было время, когда делегации противников сирийской власти ездили в Россию одна за другой. Так что слова российских дипломатов о готовности поддерживать регулярный контакт с оппозиционным альянсом ничего революционно нового не содержат. А вот Моаз аль-Хатиб удивил многих наблюдателей, когда в день открытия конференции в баварской столице заявил, что возглавляемая им «Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил» готова к переговорам с Дамаском. В качестве условия было поставлено освобождение 160 тыс. заключенных. Если учесть, что ранее оппозиционная коалиция вообще не была нацелена даже на минимальный диалог с правящим режимом, то прогресс (внешний, во всяком случае) налицо. Хотя поводов для оптимизма мало — даже если сирийские власти согласятся выпустить десятки тысяч заключенных (что само по себе не факт), то большой вопрос, смогут ли разношерстные оппозиционеры прийти к общему знаменателю. Как пишет американская пресса, в США и Европе многие политики убеждены, что переговорные инициативы шейха аль-Хатиба вызовут огонь критики со стороны руководителей входящих в коалицию группировок.

Сирийская тема, конечно, затрагивалась и во время встречи российского министра иностранных дел с американским вице-президентом Байденом, который ранее назвал президента Сирии Асада «одержимым тираном», который должен уйти. Гражданская война в Сирии была, есть и будет раздражающим пунктом в российско-американских отношениях, на что тот же Байден прямо указал, говоря о существующих между Москвой и Вашингтоном разногласиях — от (не)признания Абхазии и Южной Осетии до ПРО, расширения НАТО, демократии и прав человека.

«Но, — подытожил вице-президент, — мы продолжаем видеть возможности для сотрудничества, партнерства США и России на благо продвижения наших общих интересов в области безопасности, на благо международного сообщества».

Российская дипломатия тоже дает понять, что готова к сотрудничеству. Тем более что в Госдепартаменте в пятницу произошла «пересменка»: место ушедшей с должности госсекретаря Хиллари Клинтон занял Джон Керри, пользующийся репутацией человека прагматичного и нацеленного на диалог. Джо Байден пообещал министру Лаврову, что Керри собирается в скором времени приехать в Москву, так же, как и давно ожидавшийся помощник президента США по нацбезопасности Том Донилон с посланием от Обамы.

И возвращаясь к Сирии: по сообщениям The New York Times, Белый дом отверг предложенный летом 2012 года тогдашними главами Госдепа и ЦРУ (соответственно, Хиллари Клинтон и генералом Петреусом) план по вооружению и обучению сирийских повстанцев, воюющих против Асада. В администрации Обамы опасаются, что американское оружие может попасть не в «те» руки — поэтому пока считают, что США должны ограничиться гуманитарными поставками.