Президент Турции Абдуллах Гюль указал на то, что позиция России по сирийскому вопросу происходит из того факта, что во время ливийского кризиса, несмотря на согласие России на установление бесполётной зоны, её мнение фактически не было учтено при решении дальнейшей судьбы Ливии.
«Для меня совершенно не стало сюрпризом то, какую позицию заняла Россия», — заявил Гюль, выступая на 4-м «Стамбульском Форуме» в отеле «Ренессанс Босфор», организованном Центром стратегических коммуникаций.
Вот основные тезисы, в которых президент Турции дал оценку ситуации на Ближнем Востоке:
Демократия на Ближнем Востоке
«Арабские народы, точно так же как и западные нации, способны к созданию плюралистических обществ. При этом ожидать, что политические системы и культуры, способные обеспечить продвижение на пути демократии, возникнут вдруг, одномоментно, было бы наивно. Ни в одной стране невозможен переход к плюралистической демократии за одну ночь».
«Мы искренне желаем, чтобы Египет, не растрачивая [впустую] свою энергию, вступил на путь демократического развития и ускорил развитие экономики. Дестабилизация ситуации в Египте принесёт вред всему арабскому миру, Средиземноморью, Центральной и Северной Африке и всему мировому сообществу».
«Мы считаем важными и поддерживаем конструктивные прямые контакты, начатые лидерами США и Ирана».
Сирийская проблема
«Эта война (в Сирии) в настоящее время не является ограниченным конфликтом. Если посмотреть на то, кто поддерживает воюющие стороны, становится совершенно очевидно, что она превратилась в прокси-войну (опосредованную войну). Я ранее ясно говорил о том, что Россия и Иран обязательно должны быть задействованы в этом вопросе. И, в особенности, нельзя ожидать, что Россия забудет то, как с ней поступили некоторые члены СБ ООН во время ливийского кризиса. После того как Россия дала своё согласие, её оставили в стороне от принятия дальнейших решений. Поэтому я совершенно не был удивлен тому, какую позицию Россия заняла в этой ситуации. Сейчас очень важно то, что благодаря последней договоренности по химическому оружию, будет устранена угроза международной безопасности со стороны событий в Сирии. Полагаю, что теперь, если произойдёт какая-либо гуманитарная катастрофа, будут приняты соответствующие меры на основании резолюци Совбеза ООН. Теперь эта дверь открыта».
Отношения с Израилем (президенту был задан соответствующий вопрос)
В этом вопросе наблюдается хоть и медленное, но продвижение. У Турции были некие базовые ожидания. То что могло быть выполнено сразу — это, как вы знаете, извинения. Израильское правительство сделало это. Остальные пункты постепенно решаются в ходе переговоров делегаций».
Президент Турции Абдуллах Гюль совершил пятничный намаз в мечети Календер Устю. На выходе он забрал свой зонт у телохранителя и понёс его сам.