По словам экспертов, внезапные массовые переназначения ряда должностных лиц в ответ на расследование недавнего дела о взяточничестве и коррупции, в которое были вовлечены некоторые члены кабинета, стали источником недовольства и возникновения многосторонних проблем.
«Охота на ведьм» также поставила под сомнение действия правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Один из руководителей ПСР в конфиденциальном интервью газете Today’s Zaman выразил обеспокоенность тем фактом, что в свете последних событий имидж партии падает в глазах общества. «Общественное мнение не одобряет противозаконных действий. Массовое переназначение многих государственных должностных лиц напоминает методы маккартизма, которые, в свою очередь, наносят ущерб репутации нашей партии. Эта практика отразилась на многих, и она несовместима с миссией партии, борющейся с несправедливостью», — сказал он.
Пять глав ключевых департаментов полиции Стамбула, проводивших расследование по делу о коррупции, были в первых рядах тех должностных лиц, которые были отстранены и переведены на другие места. Потом волна увольнений и переназначений распространилась и на другие города и государственные учреждения. В дополнение к этому были отстранены или назначены на другие посты в полицейских управлениях более 2 000 полицейских, включая высших должностных лиц. Подобные увольнения и перестановки также имели место в Министерстве образования, Министерстве финансов и в Национальной турецкой телерадиокомпании (TRT).
Фарук Сезер, президент Emniyet-Sen, единственного полицейского профсоюза Турции, обратил внимание на многосторонние аспекты ущерба от массовых перестановок в полицейских управлениях. «Переводы с должностей будут иметь негативные последствия в государственных учреждениях, полицейских сообществах и, наконец, скажутся на близких родственниках и друзьях тех, кого отстранили или перевели на другое место работы. На институциональном уровне опыт, накопленный в течение долгого времени, уйдёт впустую. Это коснётся непосредственно не только тех, кто повторно назначен на должности, но также и их близких — супруг, детей и родственников. Людей и далее будут преследовать, они должны будут приспособиться к новой социальной среде и столкнутся с нелестными комментариями по поводу их новых назначений», — сказал он.
По мнению Сезера, одним из самых трагических аспектов этих чисток является то, что от преждевременных и необдуманных управленческих решений страдают многие люди. «За время моей профессиональной карьеры я в первый раз сталкиваюсь с подобными служебными перестановками. Омрачает ситуацию и то, что люди не знают, почему они переведены на новые должности. Некоторые обвинения намекают на существование параллельной организации в структуре государства. Но даже если предположить, что эти обвинения соответствую действительности, люди не могут быть наказаны посредством перевода по службе. В связи с данными обвинениями не было инициировано какого-либо разбирательства. Если обвинения могут быть доказаны посредством судебных процедур, должностные лица, вовлеченные в совершение преступление, должны быть уволены и осуждены, а не переназначены, в противном случае всё это дискредитирует полицию», — сказал Сезер.
Никаких объяснений от премьер-министра
Писатель и журналист Адем Явуз Арслан утверждает, что происходящему в стране присущи все признаки маккартизма. «Правительство в параноидальной панике принимает решения наспех. Перестановка начальников полиции нацелена на предотвращение новых расследований. Это в конечном итоге увязывает вышестоящих чиновников с параллельными государству организациями и оказывает безжалостное давление на бюрократический аппарат в целом», — заявляет журналист.
Арслан работал в качестве полицейского и судебного репортера в течение 10 лет, и он утверждает, что такая чистка верхушки полицейских рядов является беспрецедентной и её распространение в других государственных учреждениях является предзнаменованием паники внутри правительства.
«Чистки начались после обнародования деталей коррупционного скандала 17 декабря 2013 г. Правительство обеспокоено угрозой потенциальных расследований и поэтому стремится создать надёжную бюрократическую сеть, которая обещала бы безоговорочную преданность правительству. Правящая партия намерена создать полицейское управление, которое бы немедленно информировало ее о любых потенциальных расследованиях и которое в нужный момент могло пренебречь верховенством закона. Невозможно предположить никакого другого объяснения этой чистки, подобной которой никогда не было», — так министр юстиции Бекир Боздаг попытался объяснить причину того, что такое количество начальников полиции было одновременно снято с должностей.
«Министра юстиции спросили, были ли переводы по службе проведены по всем юридическим правилам. Но он не смог дать конкретного объяснения. Он просто сказал, что власть, которая назначила начальников полиции на их текущие посты, была наделена правом отстранять их от прежних обязанностей. Но это не ответ. Разве прежде была у кого-либо такая власть, чтобы увольнять сразу 2 000 полицейских? Или правительство проводило подобные действия в течение прошлых 11 лет? Напрашивается единственное объяснение, что расследование коррупционного скандала породило панику и паранойю в правительстве».
Арслан, который также является представителем столичной газеты Bugün, предположил, что палки, вставляемые в колёса системы, станут причиной ослабления безопасности страны, что может дорого ей обойтись в будущем.
«Отстранённые начальники полиции, которые были сняты с должностей без каких-либо существенных обвинений, достигли значительных достижений. Они успешно боролись с расхитителями казны, преступными синдикатами и террористическими организациями, такими как Рабочая партия Курдистана (РПК) и Революционная народно-освободительная партия/фронт.
«Успех полицейского управления основан на накоплении опыта. Если вы производите чистку кадров с необоснованными обвинениями, сбрасывая со счетов этот опыт, тем самым вы создаёте негативный климат в отделениях полиции. Вы стираете опыт, накопленный за последние 10 лет, вы уничтожаете доброе имя полицейского управления. На должность главы Департамента полиции Стамбула правительство назначило неопытного человека. Затем назначило 15 региональных глав, у которых нет никакого опыта в управлении полицейскими управлениями. Это серьезный риск, ведь среди этих провинций есть Диярбакыр, известный своей нестабильностью и тревожной обстановкой. Паника может сорвать процесс урегулирования».
Арслан отметил, что для правительства будет лучше, если оно даст обратный ход, иначе преступные синдикаты и террористические организации в мгновение ока заполнят появляющиеся прорехи в безопасности страны.
Волна массовых переназначений в полицейском управлении сосредоточилась прежде всего в отделениях, ведущих борьбу с терроризмом, финансовыми преступлениями, контрабандой и организованной преступностью.
Начальники полиции, которые были отстранены, как известно, много лет успешно возглавляли операции против террористических сетей, коррупции и преступных синдикатов.
Первые перестановки были подтверждены бывшим министром внутренних дел Муаммером Гюлером, сын которого вовлечен в коррупционный скандал. Гюлер сам подписал письма о снятии начальников полиции, которые вели дело о коррупции, в то время как его сын находится еще в заключении. Гюлер позже ушел в отставку, а прокурор, ведущий процесс, потребовал у парламента разрешение на снятие неприкосновенности с Гюлера, чтобы против него можно было завести дело.
Хотя многие высшие полицейские чины были переведены в 40 провинций, включая Диярбакыр, Балыкесир, Токат, Кютахью, Шанлыурфу и Эдирне, самая большая волна обрушилась на столичный департамент полиции. Словно по заказу недавно назначенного министра внутренних дел Эфкана Ала, глава Департамента полиции Анкары Кадир Aй запустил широкую чистку в отделе. Около 600 человек, в том числе 80 старших офицеров полиции были отстранены от занимаемых должностей. Их заменили главами отделов транспортной полиции и внутреннего порядка из районных управлений Анкары.
К примеру, заместитель начальника полиции Махмут Aзмаз, отвечающий за общественные мероприятия, был назначен в полицейскую школу Эльмадаг.
Перестановки затронули 50% управлений
Из проверенных источников стало известно, что приблизительно в 50% полицейских управлений была проведена чистка, что подорвало некоторые запланированные операции.
«Очищенные» подразделения участвовали в расследовании переворота 28 февраля, дела «Эргенекон» (тайная внутрегосударственная организация, пытавшаяся свергнуть правительство). Также они раскрыли взрыв, прогремевший на улице Кумрулар в Анкаре, унесший жизни людей, задержав членов террористической организации «Народно-освободительная партия/фронт» (DHKP/C), которые напали на полицейское управление. Волна должностных перестановок в полиции также препятствует ходу расследования дела о коррупции.