Чем рискует Россия, упрощая получение гражданства выходцам из соседних стран

Каждое утро, когда я в полшестого иду на работу, у дверей компании машет веником уборщик. Мы с ним вежливо здороваемся:

— Доброе утро, — говорю я. — Хорошая погода.

— Очень хорошая, — соглашается усатый уборщик. — Я же говорил жене, что как только Пасха пройдет, сразу будет тепло!

Мы вежливо раскланиваемся. И так каждый день, кроме выходных. Я про этого уборщика ничего не знаю, кроме того, что он местный. То есть не иммигрант, не приезжий из другой страны, а «свой» — украинец, киевлянин. Когда я стал ходить рано на работу, именно это бросилось мне в глаза, ошарашило даже. Представляете, меня ошарашило, что уборщиком, дворником работает «свой», а не мигрант из центральноазиатской страны, как в России. Более того, когда я иду на работу, то прохожу сразу несколько улиц, но везде одна картина — уборщики все «свои».

Причина такого редкого для России явления проста: во-первых, Украина страна бедная, сюда мигранту ехать глупо — зарплата дворника в Киеве не намного выше, чем в его родной восточной столице. Во-вторых, Москва больше, там больше улиц и вообще всякой работы. Начал с дворника, потом пошел грузчиком в магазин, потом выучил русский язык и начал потихоньку подниматься по карьерной лестнице. В результате, и это уже не редкость, мигранты весьма успешно работают заведующими целыми отделами магазинов.

Конечно, я желаю им всем найти свое место в жизни, ведь все мы в конечном счете в этой жизни мигранты. Однако все эти передвижения народов имеют свою обратную сторону — вопросы вокруг «понаехавших тут» стоят в Москве и России весьма остро. Уже сейчас в некоторых местах в начальных классах школ чуть ли не половина детей мигрантов, которые не говорят по-русски. Конечно, они научатся, но остается общий вопрос: а есть ли у правительства стратегия по мигрантскому вопросу? Видимо, нет, потому что мы являемся свидетелями невероятных прыжков — от массированных запретов до…

Госдума утвердила порядок упрощенного получения российского гражданства для иностранцев — носителей русского языка. Теперь срок рассмотрения прошения сокращается с шести до трех месяцев, а чтобы получить гражданство, родственники заявителей по прямой восходящей линии должны ранее проживать на территории РФ, бывшей Российской империи или СССР. Среди условий получения гражданства — переезд в Россию на постоянное место жительства и отказ от гражданства иностранного государства.

Однако в принятом документе есть небольшое лукавство, даже два. Во-первых, даже по последнему пункту можно сказать, что абсолютно все жители бывшей советской империи уже могут считаться российскими гражданами, поскольку жили в СССР, а если они молоды, то там жили их родители. Во-вторых, четкого законодательного указания на отказ от предыдущего гражданства в России нет. По многим причинам — ибо многочисленные гражданства имеют наши чиновники, да и вводить такое ограничение в наше время просто смешно, это только отталкивает граждан. Кроме того, вернуть себе предыдущее гражданство, уже получив российский паспорт, проще простого. Но, как мы уже заметили, все имеет вторую сторону: можно сказать, что отныне все граждане бывшего СССР автоматически стали гражданами России — просто некоторые из них еще не знают об указе и не доехали до консульства РФ в своей стране, чтобы подать прошение.

Однако тут-то и начинаются вопросы. Ну, к примеру: каким будет национальный состав России к 2050 году? И кто будет национальным и конфессиональным большинством в нашей стране? Кто-то это просчитывал? Знаю, что да, и результаты для нынешнего этнического русского большинства были явно неутешительными.

Но, кажется, на результаты подобных профессиональных прогнозов правительство не обращает внимания. А проблема тут есть, и ее можно разглядеть, к примеру, в США, где в некоторых южных штатах уже не встретишь говорящих по-английски, там сплошной испанский — и это в стране, которая очень строга к миграции. Проблема еще и в том, что прибывающие мигранты стараются селиться общинами, чтобы как-то поддерживать друг друга. Их не расселишь равномерно по пятьдесят человек по российским городам и весям. Так что последствия этого нового закона в плане будущей демографии и создания национальных гетто весьма туманны.

Однако этот закон, как мне видится, принимался совсем не из-за демографии. По политике он принимался — давайте не будем себя обманывать.

До конфликта с Украиной стать российским гражданином было мучительным издевательством — пресса полна историй, как этнические русские бежали из среднеазиатских республик и годами мыкались в России без документов. А суровая родина все не давала гражданство несчастным учителям русского языка, выгнанным новыми среднеазиатскими царьками, немедленно закрывшими в своих царствах русские школы.

И тут вдруг — чудо! Руководствуюсь новой политикой, которую уместно назвать «воссоздание русского мира», в мгновение ока решается воистину вопрос десятилетия. И сейчас даже как-то неудобно спрашивать, а кто же виноват, что над русскоязычными гражданами, претендующими на гражданство России, издевались так долго. Спросить не у кого — у власти ведь те же люди. Видимо, для облегчения возвращения на родину нужно присоединить какую-то территорию, тогда на «своих» вдруг обращают внимание.

Конечно, катализатором тут стал Крым и восточные области Украины — Россия подчеркивает этим законом, что «дома русским всегда рады», причем рады по «упрощенной схеме». Но есть одна нестыковка: дело в том, что «сепаратисты» или «освободители» — называйте их как угодно, — они в Россию не персонально хотят, а со своей территорией, для чего призывают ввести на Украину войска. А закон эту идею убивает: как только примешь гражданство России — на Украине тут же становишься иностранцем. А для иностранца на Украине один общий закон — можешь быть на ее территории девяносто дней в течение полугода, и до свидания.

Конечно, в принятом законе есть еще один расчет, хотя вслух его никто не произнесет: начинается «обескровливание» интеллектуальной элиты окружающих Россию стран. И расчет этот оправдается. Научная элита этих стран — русскоязычная, ибо на национальных языках научную литературу не найдешь. Кроме того, научная и художественная элита, и вообще творческие люди — они ведь стремятся к свободе, пусть относительной. А в России, при всех зажимах, явно полегче, чем в восточных сатрапиях. Окружение России обречено — там останется только политическая элита, стремящаяся в местную власть. И поделом, раз не смогли создать людям условия! Но ведь и сама Россия точно так же являет собой страну-донора: миграция из нее идет по всем направлениям, и это не только капитал, но и люди. Новый формат России устраивает не всех. И вряд ли те, кто прибудет на освободившиеся места в различных НИИ и лабораториях, полноценно заменят тех, кто сейчас устраивается на Западе, испугавшись будущего своей страны.

Однако, как известно из популярного фильма, «империя наносит ответный удар». Украину, конечно, империей не назовешь, но ее политикам в оригинальности не откажешь — они немедленно вносят в Раду проект «антизакона»: предлагается «по упрощенной схеме» давать украинское гражданство тем гражданам России, которые «планируют отказаться от своего гражданства в знак несогласия с политикой Москвы в отношении Крыма или подвергаются преследованиям из-за таковой своей позиции». Думаю, что Рада тут не отстанет от российской Думы — и закон будет в темпе принят. Более того, возможно, его исполнение будет успешным по нескольким причинам, главная из которых в том, что человек стремится стать гражданином страны с притягательным для него образом. А что ни говори — общественная и политическая жизнь на Украине явно демократичнее, чем в России. Далее, после крымской истории интеграция этой страны в Европу будет проходить ускоренными темпами, во всяком случае, быстрее, чем России. А еще есть санкции Запада — неизвестно, в каком объеме, непонятно, какой протяженности, вообще неясно, кого они в перспективе могут коснуться... И все это, конечно, не может не волновать людей, которым свойственно планировать свое будущее.

В общем, разных миграционных факторов в головах у разных людей, как видите, много. Каков же вывод? Он в том, что борьба за «воссоздание русского мира» то ли закончилась, то ли нет, но вот борьба за граждан, за потоки умов и знаний, за людей, которые могут поднять страну, сделать ее конкурентной и передовой — эта борьба продолжается, и в этой борьбе оружие не зачехляется ни на секунду. Газ и нефть — это, конечно, для страны плюс. Но в век Интернета для людей, двигающих вперед прогресс, главная ценность состоит в свободе мысли, идеи, возможности самореализации и обеспечения будущего детей. Это как в жизни — юная красавица, конечно, может выбрать богатого старика. Но почему-то чаще выбирает молодого.

Я очень опасаюсь, как бы наша Россия не стала наиболее привлекательной для малоквалифицированных людей из соседних восточных стран. И когда их накопится многие миллионы, будет нам веселая история с демографией.

Анастасия Гнединская, Московский Комсомолец