Несмотря на возражения со стороны оппозиционных партий, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал спорный законопроект о внутренней безопасности, предоставляющий расширенные полномочия полиции и губернаторам.
Эрдоган утвердил данный закон 3 апреля, после того как законопроект, за который проголосовала ПСР, прошел в парламенте, несмотря на обещания всех оппозиционных партий не пропустить его. 4 апреля текст закона, состоящего из 69 статей, был опубликован в «Официальной газете».
Законопроект, регулирующий полномочия полиции, был переименован правящей Партией справедливости и развития (ПСР) в «законодательный пакет, защищающий свободы». В феврале обсуждение этого закона вызвало драку в парламенте.
Правительство считает, что полиция должна иметь больше полномочий, чтобы обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, особенно накануне выборов, намеченных на июнь. По мнению властей, даже мирные протесты могут перерасти в насильственные акции с использованием «котейлей Молотова», особенно в свете последней информации о растущем распространении синтетического наркотика «бонзай».
С другой стороны все оппозиционные партии сходятся во мнении, что законопроект даст драконовские полномочия полиции. Их критика сосредоточена на утверждении, что правительство разработало законопроект для подавления права на свободу слова, оправдывая будущие жестокие меры.
Одна из самых спорных статей законопроекта дает полиции право осуществить задержание, если ситуация будет расценена сотрудником правоохранительных органов как несущая потенциальную угрозу. Сейчас должностные лица могут содержать кого бы то ни было под стражей в течение 24 часов, не уведомляя судей. Теперь, если полиция сочтет, что было совершено «коллективное преступление», этот период может быть продлен до 48 часов.
Ранее в Турции только суд мог принять решение о задержании и заключении кого бы то ни было под стражу.
Отныне начальник полиции также сможет заказать личный досмотр или обыск машины. С 2007 года и до сегодняшнего дня турецкая полиция не имела юридических полномочий на проведение досмотра с полным раздеванием или обыска багажника и салона автомобиля без одобрения судьи или прокурора.
Закон о национальной безопасности также дает полиции право применять огнестрельное оружие против тех, кто «использует или намеревается использовать бутылки с зажигательной смесью, взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, а также устройства или оружие удушающего или зажигательного действия».
После вступления в силу нового закона рогатки и фейерверки перешли в категорию оружия, а их использование во время демонстраций расценивается как преступление, карающееся сроком до четырех лет лишения свободы.
Еще одно изменение предусматривает тюремное заключение на срок до трех лет для тех, кто участвует в демонстрации с эмблемой, знаком или униформой «незаконной организации».
Закрытое полностью или частично лицо во время демонстрации может стать основанием для тюремного заключения на срок до пяти лет.
Новый закон также предоставляет полиции право без решения суда прослушивать телефонные разговоры в целях расследования, а также передает некоторые полномочия прокуроров административным руководителям, которые назначаются правительством, в частности губернаторам.
И лишь небольшая часть спорного законопроекта посвящена синтетическим каннабиноидным наркотикам, таким как «бонзай». Она классифицирует их как незаконные и вводит жесткие правовые санкции против лиц, причастных к их использованию и распространению.