Несмотря на реакцию со стороны различных социальных групп, пакет законов о национальной безопасности стоит на повестке дня в турецком Парламенте.
В рамках заседания, прошедшего вечером в четверг, пострадали пять депутатов оппозиции.
Эта история ярко продемонстрировала, как именно пакет будет применяться на практике.
В случае если пакет вступит в силу, некоторые судебные полномочия перейдут к губернаторам и начальникам полиции.
С формулировкой «обоснованное сомнение» полиция сможет обыскивать дома, офисы и автомобили, заключать людей под стражу на 48 часов и производить задержания без прокурорского ордера. Эти же правила распространятся на митинги и демонстрации.
Цель состоит в том, чтобы исключить любые ненасильственные протесты, которые Европейская конвенция по правам человека признает одним из основополагающих прав человека.
Полиция и другие правоохранительные органы получат более легкий доступ к оружию.
Губернаторы будут наделены широкими полномочиями, которые до этого могли быть применены только в условиях чрезвычайного положения.
Некоторые полномочия, которые сейчас относятся к жандармерии и береговой охране, перейдут к губернаторам.
Гражданские власти получат полный контроль над назначениями, применением дисциплинарных мер и разжалованием в жандармерии и полиции.
Сирийским беженцам выданы «удостоверения личности». Пока не ясно, получат ли они также право голосовать.
Все оппозиционные партии, ассоциации адвокатов и неправительственные организации высказались против пакета.
Правящая партия, представители которой имеют большинство голосов, полностью игнорирует критику и, пользуясь своим парламентским большинством, настаивает на введении законопроекта.
Эксперты по праву продемонстрировали, что пакет нарушает по крайней мере 15 статей Конституции.
Профессор Адем Сёзюэр, эксперт по криминальному законодательству, который когда-то внес свой вклад в законы, разработанные правящей партией, предупредил правительство:
«Передача прокурорских и судебных полномочий офицерам жандармерии или комиссарам полиции означает возвращение к временам, когда люди, находящиеся в заключении, подвергались пыткам или исчезали. Пакет национальной безопасности поворачивает страну назад, к эпохе судов государственной безопасности [DGM]. Это разрушение реформ, которые были сделаны тем же самым правительством...»
Это демонстрирует, что существуют серьезные проблемы в процессе примирения в обществе и правительство сильно обеспокоено социальным инакомыслием.
В то же время смерть гражданина, арестованного полицией на основании «обоснованного сомнения», и убийство нескольких человек во время вмешательства полиции в политические демонстрации наводят на мысль, что расширение полномочий органов безопасности не сулит ничего хорошего для страны.
Стремление правительства парализовать судебную власть, а это прямая дорога для произвола правоохранительных органов, создает мрачные перспективы для Турции.
Похоже, что Турция продолжает удаляться от демократической практики и становится закрытой страной с авторитарным режимом, как Сирия или Египет...
Вместо того чтобы развеять опасения по поводу превращения страны в «однопартийное государство», «полицейское государство» и «разведгосударство», правительство опирается на парламентское большинство и хочет принять обратные меры, несмотря на всё сопротивление общественности. Если ПСР настоит на введении антидемократических норм, это станет поистине пирровой победой.