После того как турецкая газета опубликовала видео- и фотоматериалы, доказывающие, что грузовики Национальной разведывательной организации (MİT) перевозили оружие в Сирию, охваченную гражданской войной, правительство вынуждено было признать, что груз предназначался повстанцам.
Однако депутат оппозиционной партии заявил, что поставки оружия из Турции продолжаются до сих пор.
«Поставки оружия продолжаются. Провинция Хатай используется в качестве материально-технической базы», – рассказал депутат Народно-республиканской партии (НРП) из провинции Хатай Мехмет Али Эдипоглу в интервью газете Cumhuriyet.
Статья, опубликованная в Cumhuriyet в пятницу, содержала видео- и фотокадры оружия, перевозимого на машинах MİT. Тем самым были опровергнуты более ранние заявления правительства о том, что грузовики везли гуманитарную помощь туркменам.
В субботу, во время предвыборного митинга в Анкаре, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, назвавший статью газеты шпионажем, заявил: «Без каких-либо колебаний я ещё раз повторю, что помощь предназначалась туркменам. Неужели мы будем спокойно смотреть, как убивают наших туркменских, арабских и курдских братьев?».
По словам Эдипоглу, управление Зернового совета Турции (TMO) в Хатае используется в качестве склада для оружия, поставляемого повстанцам, борющимся против сирийского правительства.
«Здесь оружие и боеприпасы перегружаются и переправляются через границу. Поставки оружия не прекратились, а продолжаются в зависимости от потребностей другой стороны», – поведал депутат НРП в интервью.
В пятницу Cumhuriyet сообщила, что в грузовиках в контейнерах содержались порядка 1 тыс. снарядов, 1 тыс. минометов, 50 тыс. пулемётных патронов и 30 тыс. боеприпасов для оружия большого калибра. Газета пояснила, что эти данные содержались в материалах дела прокуратуры.
В январе прошлого года сотрудники жандармерии южных провинций Хатай и Адана задержали несколько грузовиков MİT, направлявшихся в Сирию. Операция по задержанию была проведена после того, как прокуроры получили анонимную наводку, по данным которой грузовики перевозили оружие в Сирию.
Эдипоглу также заявил, что оружие прибывает в Хатай со всей Турции. «Например, оружие, поступающее в распоряжение Турецких вооруженных сил, также привозится и хранится в Хатае», – отметил он.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который ранее заявлял, что грузовики везли гуманитарную помощь туркменам, не отрицает факт наличия оружия. «Они [прокуроры] остановили помощь, которую мы послали нашим братьям в Сирии», – пояснил президент.
Во время митинга в Стамбуле Эрдоган заявил, что действия издания расцениваются как «акт шпионажа и измены», и пригрозил, что газета понесёт ответственность за публикацию статьи и фотографий.
В свою очередь сирийские туркманы опровергли утверждения о том, что в тот момент они получали оружие или гуманитарную помощь из Турции. В январе прошлого года вице-председатель Сирийско-туркменской ассамблеи Хусейн аль-Абдулла заявил, что подобные грузовики из Турции не прибывали.
После публикации материалов, в тот же день, генеральный прокурор Стамбула возбудил уголовное дело в отношении главного редактора Cumhuriyet и автора статьи Джана Дундара по обвинению в разглашении государственной тайны и шпионаже.
Помимо всего прочего, суд выдал постановление на запрет всех публикаций, содержащих фото и видео, сделанные в ходе обыска грузовиков.
Лидеры оппозиционных партий единогласно обвинили правительство в незаконных поставках оружия террористическим группам в Сирии.
В субботу на митинге в Измире лидер НРП Кемаль Кылычдароглу раскритиковал правительство за вооружение повстанческих групп в Сирии. «Именно джентльмены в Анкаре несут ответственность за кровь, проливаемую в Сирии. Руки этих господ по локоть в крови», – заявил он.
Лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели также обвинил президента Эрдогана и премьер-министра Давутоглу в вооружении повстанческих группировок, а также в преднамеренной лжи народу Турции о содержимом груза.
Подразумевая, что подобные действия со стороны Эрдогана и Давутоглу по отношению к народу и государству означают не что иное, как измену, лидер ПНД призвал правительство правящей Партии справедливости и развития (ПСР) уйти в отставку.
Бахчели отметил, что действия правительства поставили Турцию в щекотливую ситуацию, добавив, что после подобного скандала ни в одной демократической стране такое правительство не может больше оставаться у власти.
В начале этого года четыре прокурора, руководивших операцией по задержанию грузовиков MİT, – генеральный прокурор Аданы Сулейман Багрыйанык, бывший заместитель генерального прокурора Аданы Ахмет Караджа, прокуроры Аданы Азиз Такчи и Озджан Шишман – были уволены с занимаемых должностей.
В начале мая эти прокуроры, а также командующий жандармерией Аданы полковник Озкан Чокай, принимавший участие в задержании грузовиков, были арестованы.
Они обвиняются в «попытке свергнуть или вывести из строя турецкое правительство посредством применения силы или принуждения, а также в разглашении информации, касающейся безопасности и политической деятельности государства».
На данный момент по обвинению в шпионаже, разглашении государственной тайны и попытке свергнуть правительство арестованы 54 человека, в том числе четыре прокурора, начальники полиции и высокопоставленные офицеры.
Хотя ранее правительство заявляло, что грузовики MİT везли гуманитарную помощь, оно так и не смогло объяснить, почему гуманитарную помощь перевозили именно грузовики MİT.
Во время митинга в субботу председатель Демократической левой партии (DSP) Масум Тюркер заявил, что грузовики везли не только оружие, но также золотые слитки и долларовые банкноты.
По словам Тюркера, золотые слитки в грузовиках выступали в качестве оплаты за нефть, что является нарушением международных санкций против Ирана.
Радикальная группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), уже давно контролирующая большую часть границы Турции с Сирией, является агентом, через которого Турция переправляет золото в Иран.
По словам лидера DSP, доллары в грузовиках – это плата ИГИЛ за их услуги, а оружие служило в качестве прикрытия.
Тюркер отметил, что грузовики не принадлежали разведывательной организации Турции, так как MİT не отвечает за поставку гуманитарной помощи. Но, по его словам, после того как автомашины были перехвачены по наводке Интерпола и других источников, MİT была вынуждена признать свою связь с грузовиками.
Заявления лидера DSP туманно намекают, что грузовики на самом деле принадлежали благотворительной организации. Депутат НРП из провинции Хатай Эдипоглу также поддержал данные утверждения в своем интервью изданию Cumhuriyet.
«В Хатае благотворительные организации занимаются поставкой боевиков и боеприпасов повстанческим группам», – отметил Эдипоглу.
Другой грузовик, направлявшийся в Сирию, который был задержан сотрудниками жандармерии 1 января прошлого года в районе Хатая, помимо оружия, также перевозил и гуманитарную помощь.
Грузовик предположительно принадлежал Фонду защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи IHH. Однако IHH в письменном заявлении решительно отрицал всякую связь с грузовиком.
Из материалов дела о грузовиках MİT, видеокадры которого опубликовала Cumhuriyet, ясно, что предыдущее дело и данное связаны.
Согласно сообщению, когда сотрудники жандармерии, сопровождавшие прокуроров, руководивших операцией, сняли крышки с контейнеров, они увидели коробки с пометкой «хрупкое».
На видео тоже чётко видно, что сверху находились коробки с антибиотиками и другими лекарствами. «Но когда жандармы убрали коробки с медикаментами, все присутствующие при обыске увидели минометы», – говорилось в статье.
Заместитель председателя НРП Сезгин Танрыкулу сделал парламентский запрос с требованием сообщить, что же все-таки находилось в грузовиках MİT, направлявшихся в Сирию.
В письменном запросе, отправленном премьер-министру Давутоглу, Танрикулу спросил, кто принял решение считать грузовики MİT государственной тайной.
«Разве Совет национальной безопасности (СНБ) принимал решение по этому вопросу?» – спросил Танрыкулу.
Заместитель главы НРП также потребовал сообщить, на кого зарегистрированы грузовики, а также имена водителей.
Турецкое правительство уже давно обвиняют в поставках оружия радикальным исламистским группировкам в Сирии с целью свергнуть сирийское правительство.
В октябре прошлого года вице-президент США Джозеф Байден отметил, что некоторые американские союзники, в том числе и Турция, способствуют разрастанию ИГИЛ, пропуская в Сирию большое количество людей, даже не удосужившись установить, являются ли они радикальными исламистами.
«Они [Турция, Саудовская Аравия и Катар] решительно настроены свергнуть [президента Сирии Башара аль-Асада]... И что же они делают? Они снабжают тех, кто борется против Асада, сотнями миллионов долларов и десятками тысяч тонн оружия», – подчеркнул Байден.