Проделав потрясающую журналистскую работу, газета Cumhuriyet предоставила читателям фото грузовиков Национальной разведывательной организации (MİT), задержанных вблизи сирийской границы прокурорами и сотрудниками жандармерии некоторое время назад.
Я думаю, что это удивило не только меня, но и многих других. И я не имею в виду оружие и боеприпасы в грузовиках. Это не было неожиданностью ни для кого.
Сюрпризом стали коробки с медикаментами. Во-первых, тот факт, что оружие в этих грузовиках было скрыто под коробками с лекарствами, уже указывает на незаконную деятельность. Несмотря на то, что правительство настаивает на обратном, ясно, что организация проворачивает нелегальные операции. Также вполне понятно, что оружие было скрыто под медикаментами для того, чтобы в случае возможного досмотра и интроскопии скрыть факт незаконной перевозки оружия. Уже одно это обстоятельство доказывает, насколько несправедливо правительство обошлось с прокурорами и сотрудниками жандармерии, которые лишились своих должностей, остановив транспорт для досмотра. Если оружие перевозилось законно, то почему оно было спрятано под коробками с медикаментами?
Во-вторых, всё дело в самих коробках с лекарствами. Понятно, что медикаменты предназначались для бойцов в Сирии. Говоря о лекарствах, мы имеем в виду сильнодействующие средства для лечения ран, полученных в ходе военных действий.
В то время как довольно сложно установить, кому же все-таки предназначалось оружие, то с медикаментами всё гораздо проще. Для того чтобы понять, кому действительно поставлялась помощь из Турции, нужно лишь сравнить коробки, обнаруженные в местах дислоцирования боевиков Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) с коробками с задержанных грузовиков.
Можно легко установить связь между лекарствами, найденными у боевиков ИГИЛ, и заводом, где они были изготовлены. Производство лекарств не окутано тайной. Серийные номера и другие идентифицирующие признаки можно удалить с поверхности оружия, но этикетки на лекарствах содержат так много информации – начиная с того, где они были произведены и упакованы, до того, кто их перевозил, и так далее. Именно поэтому, если бы было инициировано расследование по делу о грузовиках MİT, то было бы очень просто установить всех участников этой загадочной операции.
И в-третьих, на определённые мысли наводит то обстоятельство, что когда грузовики MİT были задержаны, правительственные чиновники кинулись утверждать: «Эти грузовики везли гуманитарную помощь туркменам в Байырбюджак». Но правда в том, что помощь предназначалась не туркменам. Ведь тогда маршрут грузовиков проходил бы через Яйладере, а их задержали возле Рейханлы. Район, куда они направлялись, находится под контролем «Аль-Каиды».
Если бы турецкое правительство действительно хотело доставить гуманитарную помощь туркменам, то грузовики прошли бы через пограничный пункт Яйладагы, где по другую сторону границы расположены туркменские деревни.
Тот факт, что чиновники Партии справедливости и развития (ПСР) заявили, что грузовики перевозили «гуманитарную помощь, медикаменты и так далее», говорит нам о том, что они на самом деле прекрасно знали, что именно было в этих грузовиках.
Так уж сложилось, что все риски ложатся на плечи сотрудников разведки, осуществляющих такие опасные операции. И если их поймают, то чиновники будут стоять на своём и утверждать, что они не имеют ни малейшего понятия, кто это такие, таким образом сохраняя тайну, окутывающую операцию.
Но в ходе этого инцидента мы увидели, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и ПСР прекрасно знали о содержимом грузовиков, таким образом, беря ответственность на себя. И если начинать уголовное расследование, то только в отношении Эрдогана.
Наконец, следует отметить, что всегда можно найти оружие на чёрном рынке. А так как за оружие, купленное на чёрном рынке, как правило, платят деньгами, циркулирующими на том же рынке, расследование по делу о продаже, покупке и транспортировке оружия, как правило, довольно сложно осуществить. В таком деле практически невозможно сложить воедино все кусочки головоломки.
Если только Эрдоган не построил секретный завод по производству лекарств для бойцов в Сирии, то будет гораздо проще отследить денежные средства, заплаченные за медикаменты.
Я считаю, что поскольку правительство Эрдогана не может объяснить факт наличия оружия в тех машинах, можно было бы избежать всей этой полемики, проведя тщательное расследование. Именно расследование, проведённое на основании коробок с медикаментами, находящимися в этих печально известных грузовиках, может иметь совершенно иной исход, и даже есть вероятность, что оно приведёт нас к тому, что скрыто под верхушкой айсберга.