Недавно прокуроры, которые занимались делом о террористической деятельности, в том числе и о печально известном задержании фур с оружием, поделились деталями расследования.
Прокуроры рассказали о том, что в поставках оружия и боеприпасов радикальным исламистским группировкам, в частности бригаде «Ахрар-аш-Шам», оказались замешаны турецкие чиновники и сотрудники разведывательного управления.
Озджан Шишман – один из четырёх прокуроров, арестованных в прошлом месяце за то, что в 2014 году он распорядился задержать грузовик с оружием, направлявшийся в Сирию. Давая показания во 2-м Верховном уголовном суде Тарсуса, Шишман заявил, что некоторые турецкие чиновники помогали джихадистам переправляться в Сирию. Он также рассказал, что за чередой взрывов на территории Турции и на сирийской границе, а также за поставками оружия радикальным исламистским группировкам стоят турецкие чиновники. Об этом на новостном портале grihat.com.tr сообщил Арзу Йылдыз. В январе 2014 года, после задержания грузовика, который предположительно вёз оружие в Сирию, прокурор из Аданы Озджан Шишман направился в провинцию Хатай, находящуюся на границе с Сирией.
Две недели спустя другой прокурор Азиз Такчи также распорядился задержать три грузовика, перевозивших оружие и медикаменты в Сирию. Позже было установлено, что фуры принадлежали Национальной разведывательной организации Турции (MİT). Тогда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган публично раскритиковал прокуроров и призвал власти арестовать тех, кто участвовал в задержании грузовиков.
Впоследствии Эрдоган, бывший президент Абдуллах Гюль и премьер-министр Ахмет Давутоглу назвали содержимое груза «государственной тайной» и заявили, что фуры везли детское питание и продовольствие сирийским туркменам. Шишман также отметил, что преступление, совершенное правительством, нельзя называть «государственной тайной». «Это ужасное преступление было совершено должностными лицами», – отметил он. Прокурор также подчеркнул, что по закону перевозить оружие могли или сотрудники полиции, или жандармы, но никак не агенты MİT.
Бывшему генеральному прокурору Аданы Сулейману Багрыйаныку, бывшему заместителю генерального прокурора Аданы Ахмету Карадже, прокурорам Азизу Такчи, Озджану Шишману и бывшему командующему жандармерией провинции Адана полковнику Озкану Чокаю были предъявлены обвинения в «попытке свергнуть или вывести из строя турецкое правительство посредством применения силы или принуждения, а также в получении и распространении информации, касающейся безопасности и политической деятельности государства».
В результате гражданской войны в Сирии Шишману не раз приходилось работать в приграничных районах и участвовать во многих расследованиях о террористической деятельности. Давая показания в суде, прокурор подчеркнул, что ему удалось установить факт пособничества некоторых турецких чиновников преступникам, поставляющим в Сирию оружие и джихадистов.
Бригада «Ахрар-аш-Шам» публично не заявляла о своей связи с «Аль-Каидой», но американские официальные лица сообщили, что боевики «Аль-Каиды», вступившие в эту радикальную группировку, оказали на неё определённое влияние. Данная организация не является частью Свободной сирийской армии, и большинство западных стран считают её радикальной группой джихадистов.