Мой личный вклад в отчет Freedom House

| Эмрэ Услу

В докладе «Свобода слова 2014» сообщается, что среди всех европейских стран самое большое ограничение свободы слова наблюдается в Турции. Страна перешла из категории частично свободных в категорию несвободных.

«Конституционные гарантии свободы печати и слова соблюдаются лишь частично, подвергаясь негативному влиянию со стороны рестриктивных норм уголовного кодекса и Закона по борьбе с терроризмом. В соответствии с данными Комитета по защите журналистов (КЗЖ), Турция по-прежнему занимает лидирующие позиции по количеству журналистов, заключенных под стражу в 2013 году, с показателем 40 человек по состоянию на 1 декабря», — говорится в докладе.

В докладе также отмечается, что «в течение года свобода слова потеряла свою значимость, журналисты стали подвергаться преследованиям и нападениям при попытке осветить события, проходившие в парке Гези в мае. Десятки журналистов были вынуждены уйти в отставку или были уволены в ответ на освещение в печати требований протестующих».

В своем отчете Freedom House сообщает, что турецкое правительство оказывало давление на прессу. «Правительство Турции ненадлежащим образом использовало рычаги воздействия на средства массовой информации с целью ограничить публичное обсуждение действий правительства и в качестве наказания журналистов и владельцев СМИ, которые оспаривали заявления правительства, усугубляющие политическую и социальную поляризацию страны. Средства массовой информации сталкиваются с огромным давлением со стороны правительства, которое на данный момент расширяет фронт атаки, переходя на другие учреждения. В докладе перечисляются действия турецкого правительства, направленные на подавление свободы слова, которое активизировалось после разгара крупного коррупционного скандала в декабре 2013 года», — гласит доклад.

Он классифицирует основные притеснения средств массовой информации по следующим пунктам: запугивания, массовые увольнения, подкуп или давление на медиа-магнатов, прослушивание телефонных разговоров и тюремные заключения.

Я предполагаю, что доклад содержит точную оценку общего состояния свободы слова в Турции. Наиболее важной частью доклада является признание того, что нынешний кризис в Турции более крупный и глобальный, чем представляется. Доклад отражает усилия правительства по ограничению и пресечению независимых мнений и публикаций СМИ Турции.

В качестве подтверждения основных тезисов доклада я хотел бы предоставить список систематических попыток подавить меня.

1) Так как я начал критиковать правительство еще в 2011 году, мне пришлось столкнуться с систематической кампанией черного пиара, запущенной проправительственными СМИ. Как и предыдущий кемалистский режим, режим Реджепа Тайипа Эрдогана создал так называемые независимые веб-сайты для подавления всех ветвей оппозиции. В этот список входят сайты medyagündem.com, medyasavar.com и haber10.com. Несколько дней назад стало известно, что эти сайты связаны с Мустафой Уйче, главным редактором сайта takvim.com.tr, который находится в собственности холдинга «Кальон Групп», управляемого родственниками премьер-министра Эрдогана.

После того как кампания черного пиара подготовила почву для определения независимого журналиста или члена оппозиции как «дьявола», правительственные чиновники предпринимают следующие шаги.

2) Осуществление телефонных звонков и давление на владельцев средств массовой информации с целью увольнения журналистов, которые не поддерживают правительство. Наблюдаются многочисленные случаи увольнения журналистов в результате политического давления, о которых в точности сообщает Freedom House, приводя примеры из этой категории.

Но что, если правительство не может оказывать давление на такие газеты, как Taraf, Sözcü и Cumhuriyet? В этом случае, как указывается в докладе, механизмом оказания давления становятся сборщики налогов. Тем не менее такие методы недостаточно эффективны и не всегда заставляют журналистов молчать.

Я сам тому пример. Так как правительство не могло воздействовать на Taraf, оно переключило свое давление на университет, где я работал, с целью заставить меня молчать или уволить меня из университета. Я был уволен в сентябре 2013 года, так как не последовал приказу прекратить писать статьи для Taraf.

3) К сожалению, потеря академической работы не считается достаточным наказанием. Они начинают подавать жалобы против вас. Я один из примеров такого способа давления. Эрдоган и связанные с ним владельцы СМИ и «журналисты» подали на меня множество жалоб с требованием взыскать штраф в размере 200 тыс. турецких лир ($100 тыс.), запретить выезд за границу и лишить свободы.

4) Даже подобное наказание не показалось достаточным для Эрдогана. В своей победной речи он обратился ко мне как к своему врагу и призвал своих последователей преследовать меня. После этого высказывания я столкнулся с непрерывным преследованием в социальных сетях и даже получал прямые угрозы от его сторонников.

5) Я получал угрозы от террористических организаций, которые, как я подозреваю, состоят в тесных связях с турецкими спецслужбами.

6) Существует целенаправленная, профинансированная кампания в Твиттере от Партии справедливости и развития (ПСР), направленная на провокации и утверждение того, что я — предатель, который продал свою Родину.

7) Я также подал несколько жалоб на угрозы и клевету, исходящие от проправительственных сайтов и социальных сетей. Несмотря на очевидность данных угроз и фактов клеветы, прокуроры не станут рассматривать мои жалобы, в то время как иски Эрдогана и его сторонников были приняты и обернулись обвинением против меня.

8) Думаю, не стоит напоминать, что они прослушивают все мои телефонные разговоры и просматривают сообщения по электронной почте и что я физически нахожусь под наблюдением и преследованием со стороны спецслужб.