Завтра, 21 января, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган нанесёт официальный визит в Брюссель. Учитывая тот факт, что в политике Турции сегодня царит хаос, визит премьера в столицу ЕС ожидается непростым.
Велики предположения, что члены ЕС резко подвергнут критике Эрдогана за разрушение демократических ценностей и стандартов в Турции. Есть информация, что накануне своего визита Эрдоган обратился к президенту Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлюту Чавушоглу, чтобы предотвратить нелицеприятные выпады в сторону правительства.
Такие же расплывчатые сообщения поступают и от чиновников Евросоюза. Похоже на то, что, с одной стороны, они опасаются чересчур критиковать Эрдогана, чтобы не потерять в лице Турции своего союзника. Но, с другой стороны, они понимают: если не предупредить Турцию, что пора менять политический курс, то демократические стандарты в стране останутся под угрозой. Объективный взгляд аналитика легко доказывает, что четыре основных элемента демократии отсутствуют в её турецкой интерпретации.
1) Разделение властей больше не существует в турецкой политике. Это проявляется, когда прокуроры начинают расследование коррупционных дел в муниципалитетах, главами которых являются члены правящей Партии справедливости и развития (ПСР), когда расследования касаются родственников министров или подозреваемых в пособничестве террористам «Аль-Каиды». В таких случаях полиция ничего не делает просто потому, что правительство не хочет, чтобы такое расследование проводилось.
Суд решил вызвать сына премьер-министра Биляля Эрдогана на дачу показаний, но он не явился. Когда был выдан ордер на его арест, премьер-министр и его сын решение суда проигнорировали. В тот день они посетили семейное кладбище, а полиция, чья миссия заключалась в аресте Эрдогана-младшего, этого не сделала, а, наоборот, охраняла его.
Кроме того, Эрдоган работает над тем, чтобы внести изменения в структуру Высшего совета судей и прокуроров Турции (HSYK) и поставить министра юстиции над всеми судьями и прокурорами. Если законопроект будет принят в парламенте, то все обвинители и судьи станут подчинёнными министра юстиции. На этом разделение судебной системы и исполнительной власти правительства закончится. С полным контролем над парламентом и исполнительной властью господин Эрдоган также будет иметь полный контроль и над судебной системой. При таком положении дел трудно, даже невозможно, будет назвать Турцию демократической страной.
2) Свобода слова испытывает на себе сильное давление со стороны правительства. Известный факт — центральные информационные агентства больше не смеют критиковать Эрдогана. Он оказывает давление на владельцев информационных агентств, чтобы заставить их молчать. Его соратники вызывают владельцев СМИ и требуют увольнения журналистов, пишущих критические статьи в адрес правительства.
Теперь вслед за СМИ давление распространилось и на интернет. Из-за правительственного давления на центральные СМИ большинство людей в Турции все больше склонны узнавать новости из социальных сетей, таких как Твиттер и Фейсбук. Зная эту тенденцию, в настоящее время правительство нацелилось и на социальные сети, блоги, интернет-сайты, дабы ограничить критику премьер-министра.
Правительственное давление на информационные агентства не ограничивается только словесными угрозами или введением закона об ограничении интернет-СМИ. Государственные чиновники и их близкие партнеры предъявляют иски журналистам, запрашивая большие денежные суммы в качестве компенсации. Например, генеральный директор газеты Sabah, которая тесно связана с премьер-министром, предъявила мне иск и возмещение компенсации в размере 100 тыс. лир (50 тыс. долларов). Помимо этого, Эрдоган подал на меня в суд за написание статьи, хотя нигде его имя не было упомянуто. Эрдоган потребовал 50 тыс. лир в качестве штрафа.
3) Свобода ассоциаций и система свободного предпринимательства также испытывают сильное давление со стороны правительства.
Таким образом, чиновники ЕС должны знать, что на сегодняшний день творится в Турции.