Основы политической системы Турции. Часть 6: Военные

| Эмрэ Услу

В обычной демократической стране невозможно рассматривать военный институт как часть политической системы. Но если не понять, какую ключевую роль играет армия в политической системе Турции, то невозможно будет понять, как происходит управление страной. Благодаря различным механизмам в её распоряжении, турецкая армия играет очень важную роль в политической системе Турции.

Во-первых, статья 35 закона ВС Турции даёт вооружённым силам право защищать Турцию от «внутренних» и внешних врагов. Руководители ВС широко трактуют эту статью и ради «защиты страны» от врагов играют роль в политической системе. При этом ВС Турции настолько раскрывают понятие врага, что потенциально записывают в них правящие страной политические партии, этнические группы, религиозные группы, армянский вопрос и даже недостаток воды. Всё из вышеназванного может стать причиной вмешательство вооружённых сил в политику.

Под предлогом подготовки к возможной угрозе ВС Турции постоянно проверяют гражданскую деятельность по стране и считают, что это часть их работы в соответствии со статьёй 35. Недавно газета «Стар» написала о том, что офицеры ВС наблюдали за игрой в мини-футбол, организованной в одном из залов города Искендерун местной организацией; а это говорит нам о том, что вооружённые силы расширили свои полномочия до слежки за мини-футболом и привязки этих матчей к национальной безопасности. К сожалению, возможно, из-за занятия такой абсурдной деятельностью, ВС Турции не только несут крупные потери в боях против Курдской рабочей партии, но и теряют свой авторитет.

Когда дело доходит до использования подобной информации на политической арене, то, чтобы ослабить одну партию и усилить другую, вооружённые силы представляют собранные о турецких гражданах доклады напрямую политикам, а время от времени деляют их достоянием общественности через СМИ.

Во-вторых, ВС Турции играют важнейшую роль в политической системе страны через Совет национальной безопасности /СНБ/. Он был создан для того, чтобы собирать вместе гражданских и военных лидеров, которые бы обсуждали актуальные для страны проблемы. Как видите, даже мысль собрать гражданских и военных лидеров лишена демократической основы. Она даёт одинаковые права военному генералу и выбранному народом премьер-министру или другим министрам говорить о проблемах Турции. В обычной демократической стране поддерживать безопасность, используя такие институты как армию, полицию и государственные разведывательные службы, — это обязанность демократически выбранного правительства. Но в турецкой системе военные генералы, премьер-министр и другие министры, включая министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра обороны, обладают одинаковыми правами для принятия решений в ходе заседаний СНБ. До 2005 года на заседаниях собирались пятеро генералов и четверо гражданских. Они принимали решения. У каждого члена СНБ был один голос и одинаковые возможности. Начиная с 2005 года, спасибо направленным на вступление в ЕС реформам, гражданские лица составляют большинство, но военные всё ещё участвуют в решении вопросов. Самое плохое в этих странных взаимоотношениях то, что все их считают нормальными и демократическими.

В-третьих, турецкие генералы не упускаю случая высказываться о политике во время различных церемоний или праздников. Например, у наших генералов уже почти стало традицией произносить речи, полные политических посланий, 30 августа, в День победы. В них они указывают на вопросы внутренней политики и иностранных дел. Например, стремление к религиозному возрождению или кипрский вопрос — это две постоянные темы, на которые армейские генералы не могут не высказаться. Более того, их речи — не просто слова; они настаивают на новых назначениях, когда уже и так назначены на важнейшие должности командующих. Взять хотя бы нынешнего главу генерального штаба генерала Илькера Башбуга. С 2006 он трубил о надвигающейся на Турцию исламской угрозе. Когда он стал главой генштаба, то предпринял активные шаги для применения своей политики через судебные органы. Это одна из причин, почему у судебной власти натянутые отношения с гражданскими политиками и порой нелепые толкования закона.

Часть 5: Религия Часть 4: Идентичность Часть 3: Политика Часть 2: Общество Часть 1: Образование