В Турции есть группа инакомыслящих, которые считают, что премьер-министр Ахмет Давутоглу является пассивной, бессмысленной политической пешкой в руках президента Реджепа Тайипа Эрдогана, не способной противостоять настроенному на единоличное правление главе государства.
Следует признать, что это убеждение подтверждается и некоторыми экспертами, близкими к Давутоглу. Недавно я встретился с политическим обозревателем, который хорошо знает премьер-министра. В ходе разговора я высказал мысль о том, что теперь, когда Давутоглу, по сути, одержал победу над Эрдоганом после выборов, он может подорвать влияние президента на партийно-политической арене. Реакция моего собеседника была интересной: «Я знаю Давутоглу. Я долгое время на это надеялся, но это не тот случай. Невозможно, чтобы Давутоглу противостоял Эрдогану», – сказал он.
Тем не менее, несмотря на распространенное мнение, я не думаю, что Давутоглу будет так пассивен в отношении Эрдогана. Он не передаст партию уполномоченному председателю, которого назначит президент.
Мы можем сравнить Эрдогана с игроком в шашки, а Давутоглу – с шахматистом. Эрдоган перескакивает три поля, находит пустое и устраивается там, но Давутоглу делает расчеты.
Я как будто слышу, как мне возражают: «Мы уже были свидетелями последствий расчетов Давутоглу, касающихся Сирии и Египта». Но ведь не все так просто. Давутоглу является вдохновителем внешнеполитической стратегии в отношении Сирии и Египта, но именно Эрдоган осуществляет деятельность.
Говорят, что Давутоглу, будучи министром иностранных дел, сказал: «Мы прилагаем все усилия, чтобы разобраться в ситуации, улучшить отношения. Но этот человек (Эрдоган) приходит и вносит путаницу во всё, и опять приходится всё начинать заново».
Иными словами, именно Эрдоган несет основную ответственность за провал политики Турции в Сирии и Египте. Начнем с того, что Эрдоган использовал события в этих двух странах для своих внутренних целей, тем самым необратимо подрывая внешнеполитическую стратегию Турции.
Мы знаем, что Давутоглу выражал недовольство своему ближнему окружению по поводу того, что Эрдоган приводит в беспорядок внешнюю политику страны.
Поэтому можно сказать, что расчеты Давутоглу являются фактически во многом безошибочными. Например, его должность премьер-министра является результатом этих расчетов. В 2010 году студенты Давутоглу в Фонде науки и искусства имели представление о том, что он будет следующим премьер-министром после Эрдогана, и, соответственно, они готовились к этому.
Только Эрдоган не позволил ему действовать в качестве председателя правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Эрдоган, несомненно, предпочел бы видеть на посту главы правительства Бинали Йылдырыма вместо Давутоглу. Тем не менее Давутоглу искусно занял кабинет премьер-министра. Эти расчеты также подсказывали ему не выступать открыто против Эрдогана до выборов 7 июня. После выборов Давутоглу медленно начал разрабатывать собственную стратегию действий.
Как можно было уже заметить, коррупция большей частью связана с именем Эрдогана, в то время как за Давутоглу сохранилась репутация «чистого» политика. Но председателем ПСР является Давутоглу, не Эрдоган, и если партии предъявляется обвинение во взяточничестве, вся ответственность возлагается на Давутоглу. Однако с помощью искусных приемов ему удалось избавиться от вопросов о коррумпированных экс-министрах. «Я буду серьезно наказывать тех, кто как-либо связан со взяточничеством», – сказал Давутоглу. От таких высказываний Эрдоган и его ближнее окружение впали в панику. Таким образом получается, что Давутоглу отбросил от себя тему коррупции, и она продолжила отождествляться с Эрдоганом.
Давутоглу заслужил репутацию пассивного премьер-министра. Но задумайтесь, какое представление хуже: пассивный премьер-министр или коррумпированный премьер-министр? После выборов, когда встал вопрос о коалиционном правительстве, стало ясно, что Эрдоган хотел бы организовать досрочные выборы в надежде, что ПСР сможет таки получить большинство мест в парламенте. Но Давутоглу объявил, что его партия готова сформировать коалицию с любой оппозиционной партией в парламенте. Таким образом, он подорвал стратегию действий Эрдогана. Между двумя политиками существовал серьезный конфликт, где СМИ послужили связующим звеном. В итоге Давутоглу удержался на плаву, а Эрдогану пришлось удалиться в свою резиденцию.
Для примера достаточно сравнить статьи Фехми Кору с теми, которые написаны провокаторами Эрдогана.
Как можно было заметить, Давутоглу и Эрдоган предпочитают делать публичные выступления в различных СМИ. Давутоглу сотрудничает с Yeni Şafak и Kanal 7, в то время как Эрдоган близок к группам Sabah и Ethem Sancak. Таким образом, представители Ethem Sancak и другие люди Эрдогана приобрели дурную славу, в то время как ближние круги Давутоглу пользуются большим уважением. Из этого можно сделать вывод о том, что расчеты Давутоглу работают медленно, но верно. Когда придет время, Эрдоган даже не почувствует, что уже утратил контроль над своей партией.
Если все же появится удивительным образом третий фактор, то два лидера продолжат вести подрывную деятельность в отношении друг друга, сохраняя при этом видимость сотрудничества. И все-таки в конце концов победителем окажется Давутоглу.