Меджлис сообщил о нежелании Эрдогана признавать «аннексию Крыма»

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара никогда не признает присоединение Крыма к России.

Об этом сообщает пресс-служба меджлиса крымскотатарского народа со ссылкой на обращение турецкого лидера к Всемирному конгрессу крымских татар. Глава государства назвал «аннексию Крыма» «событием, вызывающим сожаление».

«К сожалению, на протяжении истории право крымскотатарского народа на достойную, свободную жизнь в мире на своей Родине было прервано коллективной депортацией и репрессиями. И сегодня мы являемся свидетелями незаконной аннексии Крыма и подобных, вызывающих сожаление, событий. В это сложное время мы не должны забывать, что успех и ключ к победе заключается в сохранении единства и сплоченности... Турция не признает и не будет признавать аннексию Крыма», – приводятся слова Эрдогана на официальном портале меджлиса. На сайте турецкого президента этих высказываний нам не удалось найти.

Впрочем, ранее Эрдоган – как и лидеры многих западных стран – уже выступал с критикой российской политики в отношении полуострова и также украинского кризиса. Например, после того, как в конце апреля президент России Владимир Путин высказался по поводу геноцида армян в телеграмме участникам вечера «Мир без геноцида» и во время памятных мероприятий в Ереване, его турецкий коллега призвал Россию объяснить присоединение Крыма. «Это не первый раз, когда Россия использует слово «геноцид» в этом вопросе, – цитирует Reuters слова Эрдогана. – Лично я очень расстроен, что Путин предпринял такой шаг. То, что происходит на Украине и в Крыму, очевидно. Они должны сначала объяснить это, прежде чем говорить о геноциде».

«Официальная позиция Турции заключается в том, что она признает территориальную целостность Украины, – пояснил «МК» турецкий политолог из Университета экономики и технологий TOBB в Анкаре Тогрул Исмаил. – Такую позицию Турция представила и на голосовании в ООН. Это связано с тем, что Турция очень чувствительно относится к каким-либо территориальным изменениям вокруг себя, потому что старается максимально придерживаться тех существующих границ, которые есть. Изменение статуса-кво не соответствует политическим интересам Турции, поэтому в выступлении Эрдогана ничего удивительного и своеобразного нет. Такова позиция Турции. Я думаю, что так будет до конца». Турецкий эксперт также пояснил, что в обращении Эрдогана к Всемирному конгрессу крымских татар нельзя увидеть резкого упрека или обвинения в адрес России: Анкара последовательно выступала по поводу Крыма и по поводу украинских событий.

Отметим, что высказывание Эрдогана о Крыме прозвучало на фоне новостей о приостановке переговоров по поводу проекта «Турецкий поток». «С «Турецким потоком» изначально связывалось очень много ожиданий в первую очередь в России, – заявил «МК» руководитель Санкт-петербургского центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев, – потому что речь шла об альтернативных обходных путях проблемных участков, известных всем. С другой стороны, вопрос упирается не только в личную позицию России или Турции, ведь дальнейшими пользователями «Турецкого потока» будут европейские страны. Мне кажется, что ключевой момент – это позиция Запада, потому что он имеет свою картину геополитики трубопроводов Евразии. В данном контексте эта достаточно затянувшаяся история с «Турецким потоком» также является отражением этих политических процессов, связанных с позицией Запада. За последнее десятилетие было немало амбициозных проектов. Сегодня мы видим такие сдвиги в отношениях с Ираном, есть еще другие проекты, как «Танап». Мне кажется, что в любом случае основная геополитическая борьба проходит на уровне этих трубопроводов». «Запад может повлиять на многие мнения, – отмечает Гумер Исаев. – Нужно учитывать, что труба «Турецкого потока» пойдет дальше и пройдет через Грецию, дойдет до европейских стран. Мы видим, насколько Запад эффективно повлиял на болгарскую позицию. Несмотря на кажущуюся независимость Турции, тем не менее, не будем забывать, что Турция вовлечена в евразийскую и в европейскую политику, не являясь членом Евросоюза, но являясь членом НАТО. Мы видим, какие острые процессы происходят в контексте проблем с «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая группировка – «МК»), с курдами, поэтому у Турции не так много вариантов для маневра. С «Турецким потоком» нет категорического отказа, но, очевидно, что идет игра, потому что имеют место вбросы информации о том, что по нему приостановлены переговоры или что его не будет или что есть новый прорыв. Вокруг «Турецкого потока» происходит серьезное информационное движение, оно во многом даже запутывает восприятие реальности, нежели помогает понять, что же происходит. Такие разговоры идут не только по поводу «Потока», но и по поводу возможности строительства атомной станции «Аккую», о которой была договоренность».