Знаете, чем отличается мужчина от женщины? Правильно. А еще тем, что, отвечая на вопрос, мужчина старается говорить конкретно, а женщина — уклончиво, чтобы сохранить пространство для маневра и по возможности ничего не обещать.
Ничего не напоминает? А по-моему, очень похоже на поведение наших чиновников. И если в международной сфере такая непредсказуемость может быть на руку, то внутри страны — не к добру.
В конце июня Евросоюз продлил санкции против России. Думаю, Меркель, Олланд, Ренци и особенно Ципрас перед подписанием документа неоднократно вспоминали выражение «Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактусы», ощущая себя в роли тех самых мышей. Ибо очевидно, что грызть эти кактусы и колоться им придется еще долго, ведь ответная реакция российской власти всегда непредсказуема, ее невозможно просчитать. Лично я не удивлюсь, если на этот раз кактусы случайно окажутся просроченными, мыши будут мучиться расстройством желудка, а мы с вами тихо злорадствовать.
Но если подобные зрелища по отношению к другим мы смотрим с удовольствием, как захватывающий детектив или шахматную партию великих гроссмейстеров, то по отношению к себе они не вызывают интереса, скорее — чувство тревоги.
Кто из вас может ответить на вопросы: «что будет завтра?», «куда движется страна?», «что будет с ценами на продукты и услуги ЖКХ?», «будет ли повышен пенсионный возраст?». Я, например, с уверенностью не могу, а вы?
Но давайте говорить более предметно, может, нам удастся понять логику власти через призму новых законов и постановлений.
Давайте вспомним хотя бы закон Ирины Яровой про введение ответственности за реабилитацию нацизма. Хороший? В общем и целом — да. Своевременный? Нет. Ну нет у нас в стране нацистских настроений! Нет и не будет. Это вам не Украина. Тогда зачем бороться с тем, чего нет?
А как вам законопроект Андрея Лугового о введении уголовной (!) ответственности за сокрытие второго гражданства? Гениально? Да! Но зачем? Кому вдруг помешало второе гражданство и почему это так важно сегодня? Непонятно.
Недавно вступил в силу закон об отмене так называемого зарплатного рабства, который позволяет работнику самостоятельно выбирать банк, на счет в котором он будет получать зарплату. Оказывается, мы все находились в рабстве, от которого нас победоносно освободила доблестная элита страны!
Стоит вспомнить еще один нашумевший законопроект наших парламентариев — о создании списка иностранных и международных организаций, деятельность которых нежелательна в России. И снова гениально! Только какой в этом смысл, если американского посольства в этом списке нет? И не будет. Какой смысл рубить головы дракону, если они вырастут снова, причем в тройном размере?! Лично мне весь этот спектакль напоминает гигантских резиновых человечков на народных гуляниях, которые надуваются снизу из специальной трубы и развеваются по ветру: внимание зрителей обеспечено, визуальный эффект потрясающий, толку — ноль.
Но все это — полбеды, ведь особой пользы, так же как и вреда, от этих законов нет. Депутаты веселятся, внимание публики обеспечено, все довольны. Чего не скажешь о последней инициативе Александра Ткачева.
На днях глава Минсельхоза для борьбы с контрабандой предложил уничтожать на месте ввозимые в РФ товары из санкционного списка… А вот это уже, Александр Николаевич, на мой взгляд, за гранью добра и зла. А как же голодные дети и старики, малоимущие и бездомные? А как же детские дома и дома престарелых? Пусть помирают с голода, но санкционный товар мы принципиально будем уничтожать? Прямо как в «Бесприданнице» у А.Островского: «Так не доставайся ж ты никому!»
Конечно, всегда найдутся профессиональные политики-демагоги, которые по команде сверху раскопают глубинный смысл принятых законов и подписанных постановлений, но боюсь, даже Владимиру Жириновскому не под силу сложить все пазлы в одну картинку, ибо невозможно объединить зеленое с квадратным. При всем желании.
Вообще складывается впечатление, что чиновники, принимая те или иные решения, руководствуются по большей части эмоциями и тактическими выгодами, а реакция во многом зависит от того, с какой ноги они встали.
Видимо, понимая это и понимая, что терпение людей не безгранично, власть решила защититься от потенциальных волнений, ужесточив на законодательном уровне требования к проведению митингов, а также приняв закон об иностранных агентах и ограничении иностранного капитала в СМИ. Но защититься от волнений и снизить протестные настроения в обществе — две большие разницы. Отсюда попытка власти отвлечь внимание общества от реальных проблем — инфляции, девальвации рубля, падения реальных доходов. Отсюда эпатажные законодательные инициативы и показательная борьба с коррупцией.
Череда скандальных разоблачений депутатов и некоторых чиновников среднего звена, призванная очистить ряды, на мой взгляд, сыграла плохую службу и лишь усугубила проблему доверия к власти. Попытка чиновников и силовиков перевести стрелки и обвинить во всех смертных грехах депутатов Госдумы и сенаторов лично у меня вызывает гомерический хохот. Ну нет у парламентариев доступа к бюджетным средствам, нет по определению. Ежу понятно, что настоящая коррупция процветает совсем в других государственных учреждениях. Но крайними почему-то становятся именно депутаты, настоящие воры отделываются условным сроком, особо «везучие» попадают под амнистию, а их помощницы разгуливают на Патриарших прудах вместо отбывания своего срока в тюрьме.
Конечно, многосерийный фильм о борьбе с коррупцией в России, шумные разоблачения известных политиков жадно поглощаются зрителями. Да, зрелище интересное, животрепещущее, но оно так и не дает ответа на вопрос, что будет завтра, а потому не рождает доверия. И до тех пор, пока нам с вами с экранов телевизоров будут продавать только имидж власти, ее красноречие и харизму, а не реализацию понятной долгосрочной стратегии развития страны, народ будет чувствовать себя обманутым. Доверие к такой власти будет стремительно падать, а значит, и век ее будет недолговечным. Ибо, как в свое время сказал один известный политик, «можно все время обманывать немногих, можно какое-то время обманывать всех, но нельзя обманывать всех все время».