Турецкая демократия будет тихо украдена

На днях Bloomberg опубликовал комментарий ведущего обозревателя и бывшего главы стамбульского бюро Wall Street Journal Марка Чемпиона. Статья дает возможность взглянуть на ситуацию, разворачивающуюся сейчас в Турции, глазами иностранного журналиста.

К счастью для Эрдогана, курдский мирный процесс всегда был ненадежным. РПК – военное повстанческое движение, использующее террористическую тактику и имеющее причудливую марксистскую идеологию – всегда неохотно складывала оружие и была готова быстро вернуться к насилию.

Теперь Демирташ находится в незавидном положении: ему предстоит либо участвовать в войне правительства против товарищей курдов, либо открыто заявить о своей поддержке террористов связать свою судьбу с террористами. Любой его выбор будет стоить ему поддержки избирателей.

Помните, как два месяца назад надежды на демократию в Турции разгорелись с новой силой после успеха курдской партии, которой удалось пройти в парламент? Тогда казалось, что планам Реджепа Тайипа Эрдогана по созданию президентской системы в российском стиле не дано сбыться. Было похоже, что его правящая партия, впервые с момента обретения власти в 2002 году, готова управлять страной в составе коалиции.

Ничего из этого не произошло.

Выборы 7 июня состоялись, но Эрдоган проигнорировал их результаты: он никогда не позволит победителю – его собственной Партии справедливости и развития (ПСР) – согласиться на коалиционное правительство. Пока что он может попросить премьер-министра Ахмета Давутоглу сформировать правительство меньшинства с участием некоторого количества националистов, а следующим этапом, вероятно, будут новые досрочные выборы осенью.

Все это хуже, чем выглядит с первого взгляда. Ведь для того, чтобы обратить вспять результаты выборов, Эрдогану будет необходимо разорвать союз между турецкими либералами и курдами, позволивший пройти в парламент курдской Демократической партии народов (ДПН). И лучший способ сделать это – возродить этническую ненависть, погрузившую Турцию в 30-летнюю войну, которая унесла 40 тысяч жизней и лишила страну неисчислимых экономических возможностей.

Сторонние наблюдатели могут пока ничего не заметить, однако это уже происходит. Внезапное решение Эрдогана позволить США использовать турецкую военную авиабазу Инджирлик для нанесения авиаударов по боевикам Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) отвлекло внимание людей. Но в то же время Турция возобновила авиаудары по позициям курдских боевиков, которые не осуществлялись с тех пор, как в 2013 году было принято решение о прекращении огня.

Позволить США пользоваться авиабазами – это здравое решение, хотя и маловероятно, что оно может оказать решающее значение в плане перспектив победы «Исламского государства». Возобновление войны между Турцией и курдскими боевиками, с другой стороны, весьма вероятно может уничтожить турецкую демократию.

Эрдоган уже доказал, что он не демократ. Он, однако, блестящий политик. В 2009 году он начал так называемое курдское открытие, чтобы обеспечить курдские голоса для себя и своей партии. Этнические курды Турции были естественным электоратом ПСР Эрдогана, потому что в общем и целом они являются одними из самых религиозно-консервативных людей в стране. И всё же курдов всегда приходилось уговаривать голосовать за любую правящую турецкую партию. Чтобы разрядить конфликт, Эрдогану нужно было не отчуждать курдов от своей собственной турецко-националистической основы.

Путь был извилист, но в этом году у Эрдогана была надежда, что та часть курдов, которая не голосует за его партию, выиграет только свои обычные 6%, а также (по крайней мере, негласно) примет новую конституцию Эрдогана в обмен на определенные уступки. Вместо этого лидер ДПН Демирташ категорически исключил поддержку президентской конституции, решив, что курдские кандидаты выступят как партия, и обратился к этническим туркам за поддержкой, чтобы разрушить планы Эрдогана на самодержавие.

И Демирташу это удалось. Его партия преодолела 10-процентный избирательный порог и прошла в парламент, лишив президента сильного парламентского большинства, необходимого ему для утверждения новой конституции, которая дала бы ему тот абсолютный контроль, который есть у президента России Владимира Путина.

Вместо того чтобы принять поражение и позволить партиям сформировать коалиционное правительство, Эрдоган проигнорировал итоги выборов. Теперь, похоже, он мечтает о проведении перевыборов, чтобы попытаться опустить ДПН ниже проходного порога.

...

Если Эрдогану удастся при помощи возрождения курдского конфликта обеспечить себе широкие президентские полномочия, то у турецкой демократии не будет шансов на выживание. Между тем добавление горячего турецко-курдского конфликта в болото Ирака и Сирии сделает еще более сложным процесс собирания воедино сектантской и этнической головоломки в регионе.

Теперь для ДПН единственный способ расстроить планы Эрдогана – это пойти на осуждение курдского насилия. Это позволит партии в будущем заручиться поддержкой либеральных турок и связать образ прогрессивных курдов, таких как Демирташ, с защитой демократического процесса. Это, однако, требует от ДПН экстраординарного уровня сдержанности и политической зрелости.