ФРГ одобрила возбуждение уголовного дела в отношении Яна Бемерманна

Канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что ее кабинет министров не будет препятствовать началу расследования против телеведущего Яна Бемермана.

Таким образом официальный Берлин частично удовлетворил запрос Турции с требованием принять меры по отношению к сатирику, который ранее публично зачитал стихотворение с оскорблениями в адрес президента Реджепа Тайипа Эрдогана. При этом в кабмине четко дали понять, что финальное решение - за независимыми органами юстиции, и именно им предстоит решить, имело ли место осознанное оскорбление или все же это политическая сатира.

С чего все начиналось

Предыстория нынешнего скандала датируется 17 марта. Тогда совсем на другом телеканале и совсем другими людьми была показана сатира, высмеивающая стиль правления Эрдогана. В Анкаре этим роликом, который немецкое общество сочло вполне безобидным, возмутились и вызвали на ковер посла ФРГ Мартина Эрдмана. Именно такая реакция дипломатов в Турции спровоцировала волну недовольства в немецких СМИ. Апогеем этого недовольства и стала передача Бемермана.

Сатирик ведет передачу Neo Magazin Royale («Нео магацин рояль») на телеканале ЦДФ. 31 марта он проявил солидарность с коллегами и попытался на собственном примере объяснить телезрителям разницу между сатирой и явным оскорблением. «То, что будет сейчас, запрещено. Так в Германии делать нельзя», - предупредил он и зачитал в адрес Эрдогана свой стих, состоящий из непечатных выражений и нелицеприятных сравнений. В итоге пассаж с оскорблениями был вырезан из видеоролика, который впоследствии был выложен в медиатеке ZDF в интернете. Дистанцировался от поступка телеведущего и кабмин ФРГ. Официальный представитель правительства Штеффен Зайберт на прошлой неделе говорил, что Меркель сочла его осознанным оскорблением.

Нота Турции и решение ФРГ

11 апреля представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт сообщил, что МИД ФРГ получил вербальную ноту со стороны Турции, в которой содержалось требование принять меры по отношению к ведущему. Правительство взяло несколько дней на изучение ноты. Сегодня Меркель объявила о решении кабмина по этому вопросу. Смысл решения сводится к тому, что официальный Берлин не будет препятствовать расследованию в отношении сатирика. «Турция потребовала уголовного преследования ведущего Яна Бемермана. Правительство ФРГ в соответствии с установленной практикой изучило ноту, в этом процессе участвовали МИД, министерство юстиции, МВД и Ведомство федерального канцлера. Результат - федеральное правительство в том, что касается этого конкретного случая, удовлетворит запрос», - сказала Меркель.

При этом канцлер упомянула тесные партнерские связи Берлина и Анкары, не забыв при этом указать и на ущемление свободы прессы в Турции. Судебный процесс над Бемерманом, по всей видимости, станет последним в своем роде в ФРГ. «Я хочу также сообщить, что, независимо от этого конкретного случая, федеральное правительство считает, что параграф 103 УК «Оскорбление органов и представителей иностранных государств» в будущем не нужен. В этой связи мы представим законопроект по его отмене. Он будет принят еще в период действия нынешнего правительства и, как планируется, вступит в силу в 2018 году», - сообщила Меркель.

Как в ФРГ отреагировали на решение кабмина

Председатель Союза журналистов Германии (DJV) Франк Ибералль заявил, что не понимает шага правительства ФРГ. «Я считаю это абсурдным», - сказал Ибералль. «Канцлер, правда, подчеркнула, насколько важна ей свобода выражения мнения, искусства и прессы, вот только мне не очень верится в это», - отметил он. «Я надеюсь, что до предъявления обвинений вообще не дойдет», - добавил глава Союза журналистов Германии.

В свою очередь, глава фракции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в бундестаге Томас Опперманн отметил, что считает «ошибочным» решение правительства. «Уголовное преследование сатиры из-за «оскорбления его величества» не вписывается в картину современной демократии», - подчеркнул политик.

Чуть позже он заявил, что социал-демократы Франк-Вальтер Штайнмайер и Хайко Маас, которые возглавляют МИД и минюст, голосовали против. Спустя час оба министра собрали прессу и лично подтвердили свою позицию. Штайнмайер сказал, что голосов было поровну, но решающим стал голос канцлера. Именно так и было решено удовлетворить просьбу Турции.

Менее дипломатичными были представители оппозиции, как парламентской, так и внепарламентской. Представитель «зеленых» Антон Хофрайтер считает, что Меркель приняла такое решение лишь потому, что боится за судьбу соглашений Анкары и Брюсселя по беженцам. «Ее упрекают в том, что договоренности с Турцией для нее важнее, чем защита свободы прессы, ей придется жить с этим», - заявил он.

Сопредседатель партии евроскептиков «Альтернатива для Германии» также считает, что канцлер Ангела Меркель пошла на поводу у турецкого президента. Решение кабмина он назвал «политическим коленопреклонением перед Эрдоганом», а договоренности с Анкарой по беженцам «сомнительной торговлей коровами».