Министр Зейбекчи: Крайне печально, что российский самолёт был сбит, но мы не раскаиваемся

Развитие российско-турецких отношений волнует граждан обоих государств. И не случайно, что пока российские СМИ ищут скрытый смысл между строк поздравительных писем, направленных президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Бинали Йылдырымом своим кремлевским коллегам по случаю Дня России, турецкие газеты изощряются в интерпретации заявления, сделанного пресс-секретарем президента РФ господином Песковым.

Между тем министр экономики Турции Нихат Зейбекчи своим выступлением на канале TGRT Haber в программе Neler Oluyo (Что происходит), по сути, поставил все точки над «i» в этом вопросе. Надо сказать, речь господина Зейбекчи в целом была весьма познавательной – министр четко озвучил позицию турецкого руководства касательно инцидента со сбитым в ноябре прошлого года российским Су-24, а также поделился своим видением будущего российско-турецких отношений. Так, Зейбекчи четко дал понять, что Анкара не считает себя виновной в инциденте со сбитым российским самолетом. Министр подчеркнул, что турецкая сторона не раскаивается по поводу произошедшего.

«Крайне печально, что российский самолет был сбит, а пилот погиб. Но извиняться – в дипломатическом смысле – это совсем другой вопрос. Мы не раскаиваемся, мы огорчены», – заявил чиновник. По словам Зейбекчи, для Турции этот инцидент существует в том виде, что «впервые со времен великого СССР, впервые со времен Второй мировой войны был сбит российский военный самолет». При этом, как считает политик, Турция поступила так, как она должна была поступить в соответствии с правилами применения военной силы в рамках самообороны.

турецкие газеты и Путин

Турецкие СМИ: «Русские ухватились за оливковую ветвь на лету»

Вместе с тем турецкий министр высказал предположение, что российская сторона также испытывает огорчение от того, что «нарушила воздушные границы Турции».

Говоря о кризисе в российско-турецких отношениях, Зейбекчи отметил, что из-за затянувшегося конфликта обе стороны несут большие потери. Если в Турции больше всего пострадали туристический сектор и экспортеры плодоовощной продукции, то по российской экономике ударило снижение продаж сырья и энергоносителей.

Министр подчеркнул, что Россия и Турция – это две страны, дополняющие друг друга. «Наши страны только выигрывают от союза», – сказал он.

Самое правильное решение в данной ситуации, считает Зейбекчи, – восстановить отношения как можно скорее. Не стоит ожидать, что отношения с Россией наладятся сами собой и туристы, как по волшебству, заполонят турецкие курорты. «Сейчас главная задача – остановить негативную тенденцию и постепенно, шаг за шагом, прийти к положительным изменениям как в экономике, так и в туризме», – уверен политик.

Что же касается пресловутых поздравительных писем, то отношение Зейбекчи (и, очевидно, турецкого руководства в целом) к данному предмету, озвученное им в программе, практически дословно повторяет заявление Пескова, назвавшего письмо Эрдогана обычным «протокольным посланием».

«В этих письмах не было ничего особенного. Это не более чем обычные послания с поздравлениями в честь национального праздника. Но, конечно, в условиях таких непростых отношений между странами они привлекли к себе особое внимание», – отметил турецкий министр.