Почему в Турции начались массовые аресты журналистов

Турецкая прокуратура в понедельник, 25 июля, выдала ордера на арест 42 местных журналистов. Известно, что как минимум 11 человек из этой группы успели покинуть страну.

Все, кто подлежит задержанию, по версии следствия, имели непосредственные связи с оппозиционным проповедником Фетуллой Гюленом, проживающим много лет в США. Именно его, напомним, после неудавшейся попытки военного переворота в Турции президент страны Реджеп Тайип Эрдоган называл организатором путча.

Как сообщают турецкие СМИ, журналисты, ордера на арест которых были выданы прокуратурой, по мнению властей, входили в так называемое параллельное, или «глубинное государство». Под ним турецкое руководство подразумевает проникновение гюленистов во все сферы жизни общества с целью дестабилизации страны и в конечном счете смены режима.

Эксперты, впрочем, не раз отмечали, что влияние Гюлена на внутриполитическую ситуацию в Турции, равно как и масштабы «глубинного государства», Эрдоганом сильно преувеличены.

Как сообщил нам главный редактор «МК в Турции» Яшар Ниязбаев, сейчас речь идет об аресте инакомыслящих журналистов — тех, кто до попытки переворота, но после расследования «Большой взятки» (операции в связи с этим проходили с конца 2013 по 2014 год, десятки бизнесменов и чиновников обвинялись в коррупции. — «МК») поддержал антикоррупционные меры.

«Это очень болезненная тема для Эрдогана, от которой он хочет навсегда избавиться, — напомнил наш коллега. — Если в судебном поле эту тему замяли, сместив даже некоторых судей и следователей, то в общественном поле обсуждение продолжается. Многие оппозиционные политики и журналисты до сих пор напоминают об этом скандале. Что касается арестованных, многие из них публиковали очень серьезные материалы на эту тему. И некоторые даже не связаны с движением Гюлена или даже не работали в изданиях, аффилированных с Гюленом».

Более того, некоторые из журналистов, попавших в список и подлежащих аресту, еще во время путча — когда было неясно, что его попытка завершится неудачей — заявляли о нежелании поддерживать военный переворот, подчеркнул Яшар Ниязбаев. В частности, речь идет об известной журналистке Назлы Ылыджак.

Арестованных могут ждать тюремные сроки от 10 лет до пожизненного заключения. В ОБСЕ уже заявили о том, что обеспокоены ситуацией вокруг арестов и будут пристально следить за развитием событий, но будут ли приняты конкретные меры — неясно.