Турция начала наземную операцию «Щит Евфрата» в Сирии. По данным турецких агентств, целью военной кампании являются силы «Исламского государства» (запрещено в России), сосредоточенные в районе города Джераблус, находящегося по соседству с турецкой границей. Мы спросили экспертов о мотивах турецкого руководства.
В «Щите Евфрата» задействована не только артиллерия и авиация: по данным агентства «Анадолу», к Джераблусу направились сухопутные и танковые силы. В четыре утра по местному времени артиллерия нанесла удары по позициям противника, а уже в 4:05 при помощи военной техники на границе были созданы коридоры. Заявленной целью операции, как уточняют турецкие СМИ, является освобождение приграничных районов от ИГ.
По словам турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, на такие шаги Анкару подтолкнули «атаки на Турцию с территории Сирии».
Несколько дней назад в районе турецкого Газиантепа прогремел теракт, жертвами которого стали как минимум 50 человек, праздновавших свадьбу.
Ранее из зоны конфликта уже приходили сведения о том, что турецкие военные открывали огонь по сирийской территории. Например, в мае и июне сообщалось, что турки нанесли артиллерийские и ракетные удары по позициям террористов ИГ на севере Сирии. При этом удары турецкими военными наносятся и по позициям сирийских курдов. В прошлом году также был зафиксирован ряд ударов (в том числе и авиационных) по экстремистам из ИГИЛ в ответ на обстрелы турецкого приграничного города Килис. Нынешняя же операция вооруженных сил Турции стала крупнейшей за время сирийской войны.
Действия Турции в Сирии должны вестись в соответствии с международным правом, считает источник «МК» в МИД РФ. «Любая деятельность, направленная на уничтожение очагов международного терроризма, актуальна сейчас, но она будет по-настоящему эффективна, если будет вестись на международной правовой основе, в координации с Дамаском», – напомнил собеседник «МК» в здании на Смоленской площади.
У турецких сил есть и другая задача, сообщил «МК» член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев. Дело в том, что 18 августа курдские «Демократические силы Сирии» (SDF), которых в Турции принято считать враждебными элементами, начали наступление на Джераблус и Аль-Баб.
Курдское командование даже создало одноименные военные советы. «Стало очевидно, что в ближайшее время курдские силы направятся освобождать город Аль-Баб, стратегически важный для курдов, и Джераблус, который является важным транзитным пунктом между ИГИЛ и Турцией, – пояснил Фархат Патиев. – Учитывая, что операция по освобождению Манбиджа (город в Сирии – «МК») была проведена успешно, то взятие Джераблуса и Аль-Баба оставалось вопросом времени. Турция решилась на такой жест с целью не допустить, чтобы на эти территории прибыли курды».
С этим согласен и опрошенный «МК» российский эксперт. «Турция неоднократно заявляла, что такие операции будут проведены на территории Сирии, – считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. – Официальная версия – это борьба с терроризмом. Но надо иметь в виду, что Турция понимает под этим словом как радикально-исламские группировки, так и часть курдского национального движения. Эта операция направлена, скорее, против него, хотя декларируется, что против «Исламского государства».
Сейчас ситуация в Турции достаточно сложная, потому что она действительно пытается бороться с радикальным исламизмом. Это один из аспектов. Второй и главный аспект – это закрепление на территории Сирии турецких военных сил, чтобы бороться с организациями курдского национального движения. Третий момент тоже немаловажен – это турецкая военно-политическая экспансия в регионе.
Что происходящее значит для России – вопрос неоднозначный. РФ некоторое время тому назад поддерживала курдское национальное движение, требовала, чтобы курды участвовали в межсирийских переговорах, в Москве даже открылась представительство курдского национального движения, но сейчас ситуация меняется. И не только в связи с позицией Турции, но и в связи с тем, что курдское национальное движение, объявившее о федерализации региона, де-факто начинает контролировать достаточно автономную территорию в Сирии. Сирийское руководство, естественно, с этим борется. Были и столкновения между сирийской армией и отрядами курдов, которые опираются на поддержку США. Здесь Россия должна определиться, этот вопрос для нее сложный».