«Кризис в отношениях Турции и Евросоюза углубляется»

| Агентство ТАСС

Заявление президента Турции Реджепа Эрдогана о том, что членство в Евросоюзе не является целью для его страны, говорит о разочаровании Анкары в западных ценностях и поиске альтернативы атлантизму, считают опрошенные ТАСС эксперты.

На фоне продолжающихся в Турции после летней попытки госпереворота арестов подозреваемых в мятеже и закрытия независимых СМИ фракция социалистов и демократов в Европарламенте во вторник потребовала заморозить переговоры о членстве этой страны в Евросоюзе. Голосование за соответствующую резолюцию, носящую для ЕС рекомендательный характер, состоится в Страсбурге 24 ноября.

В связи с ухудшением отношений Анкары и Брюсселя Эрдоган в воскресенье заявил, что вступление в ЕС - не цель для страны. В сердцах он назвал Европарламент «крылом террористических организаций». «Brexit может распространиться, раздаются такие голоса из Франции, Италии», - отметил он. Поэтому, по словам турецкого лидера, Турция прорабатывает вопрос о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

В ответ на инициативу депутатов Европарламента верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини подчеркнула, что от приостановки переговоров с Турцией проиграют обе стороны. Проработка Турцией вопроса о вступлении в ШОС вызвала беспокойство генсека НАТО Йенса Столтенберга. В среду в интервью турецкой газете «Хюрриет дейли ньюз» он выразил надежду на то, что Турция ни под каким предлогом не пойдет на шаги по подрыву единства НАТО.

Брюссель обманул Анкару

По мнению руководителя Центра военно-политических исследований МГИМО Алексея Подберезкина, за кризисом в отношениях Турции и ЕС стоит проблема стратегического развития мирового сообщества.

«Заявления Эрдогана с критикой Евросоюза, который десятилетиями держит Турцию в «предбаннике», не предоставляя ей обещанного безвизового режима и членства в сообществе, а также желание присмотреться к членству в ШОС - это свидетельство отторжения Анкарой тенденций глобализации и атлантизма. Это протест против навязываемых Западом норм и правил поведения», - считает аналитик.

«Турция взяла на себя непомерную ношу. На ее территории нашли убежище свыше трех миллионов беженцев - жертв «цветных революций» на Ближнем Востоке. В Турции разместился целый «интернационал» мигрантов. При этом Евросоюз обещает Анкаре несопоставимые с масштабами бедствия деньги», - продолжил собеседник агентства. «Брюссель спокойно и цинично обманул Анкару, пообещав в обмен на размещение беженцев прогресс на переговорах о вступлении Турции в ЕС. Поэтому Эрдоган в жесткой форме отказался носить Европейский союз на руках», - отметил руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Западу есть о чем беспокоиться

Нервную реакцию верховного представителя ЕС и генсека НАТО на резкие заявления президента Турции эксперты объясняют тревогой из-за движения Турции в противоположном Западу направлении.

«Для Запада сомнения Анкары в необходимости членства в ЕС - это прежде всего репутационная потеря. Турция демонстрирует Западу свои национальные интересы, что вызывает шок у еврочиновников», - считает Делягин.

«Разговоры о переориентации Турции с Евросоюза на ШОС, сближение Анкары с Москвой, намерение Эрдогана приобрести российские зенитные ракетные системы С-400 вызывают у западных деятелей ревность к России. Мол, как это можно - предпочесть союз с Россией союзу с Европой? У НАТО есть и опасение, что Турция из-за конфликта с ЕС перестанет безоговорочно подчиняться воле Североатлантического альянса во главе с США», - сказал директор Института проблем глобализации.

Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов также не исключает, что «ухудшение отношений Турции с ЕС и возможная заморозка переговоров о приеме страны в сообщество внесет напряжение и в отношения Анкары с НАТО».

«Запад не может не волновать охлаждение отношений с Турцией. У НАТО весьма слабые позиции на Юго-Востоке Европы, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Турция имеет самые крупные сухопутные силы в альянсе, в составе ее ВВС сотни современных самолетов, на ее территории расположена военная инфраструктура США и НАТО. Если отношения Анкары и Брюсселя окончательно испортятся, то в регионе образуется вакуум, крупная брешь, а это для Запада катастрофа», - подчеркнул Подберезкин.

Перспективы членства в ШОС

Собеседники агентства не видят серьезных препятствий для участия Турции в переговорах с ШОС.

«Присоединение Анкары к ШОС в перспективе вполне реалистично. Турция входит в двадцатку ведущих государств мира. Привлекательность евразийской интеграции притягивает к ШОС десятки стран мира»,- отметил Подберезкин.

«ШОС - не военно-политическая организация, это зона торговых соглашений. Поэтому вполне вероятно, что Турция сможет на первых порах войти в нее в качестве наблюдателя», - полагает Арбатов.

«Если Пакистан и Индия стали ассоциированными членами ШОС, почему бы и Турции не пойти по этому пути», - сказал Делягин.

Через всплески и откаты

Эксперты считают, что отношения Турции и Евросоюза будут и впредь конфликтными. «Рынки ЕС и Турции взаимосвязаны. Но поскольку Эрдоган поставил под сомнение европейские ценности, Брюссель не даст быстрого развития процессу переговоров о вступлении Турции в ЕС. Переговоры будут вестись со всплесками взаимной критики и откатами в отношениях», - прогнозирует Подберезкин.

В свою очередь, академик Арбатов высказал мнение, что «отношения Турции и ЕС будут строиться по расходящимся траекториям в экономике, политике, в гуманитарной и правовой сферах».

«Это будут конфликтные отношения. Анкара поняла, что денег на поддержание миллионов беженцев ей не дадут, в ЕС не примут. Поэтому Турции остается отстаивать свой суверенитет», - заключил Делягин.