Главы МИД РФ, Ирана и Турции представят де Мистуре состав конституционного комитета Сирии

| Агентство ТАСС

Министры иностранных дел России, Ирана и Турции Сергей Лавров, Джавад Зариф и Мевлют Чавушоглу проведут во вторник в Женеве переговоры со спецпосланником генсека ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Как ожидается, главы МИД стран астанинского формата представят уходящему в отставку эмиссару всемирной организации список членов сирийского конституционного комитета.

Комитет должен заняться выработкой нового основного закона Сирии или изменением действующей конституции, после чего на базе получившегося документа в стране будут проведены всеобщие выборы. Как отмечал Лавров, после достижения договоренности по списку членов комитет сможет приступить к работе уже в начале 2019 года.

Предпраздничные хлопоты

Решение о создании конституционного комитета было принято на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи 30 января 2018 года. Предполагается, что в этот орган войдут делегаты от правительства Сирии, оппозиции и гражданского общества. Де Мистура высказывался за то, чтобы в состав комитета выходили не более 50 человек. Официальный Дамаск и его оппоненты ранее уже направляли де Мистуре предложения по своим кандидатам, однако пока сторонам не удавалось согласовать перечень представителей гражданского общества, которых каждая из сторон конфликта может использовать, чтобы добиться численного преимущества в составе комитета. Как заявлял эмиссар ООН, в Дамаске настаивали на своем видении этого списка, который, по словам спецпосланника, не отвечал требованиям распространенного после конгресса в Сочи коммюнике.

Менее чем за месяц до предстоящей встречи в Женеве ситуация казалась неразрешимой. На встрече высокого уровня по Сирии 28-29 ноября в Астане эмиссар ООН отмечал, что достичь прогресса по конституционному комитету не удалось, был скуп на комментарии и неразговорчив. Но в дипломатической практике встречи на министерском уровне часто привязываются к какому-либо решению, проработанному заранее в рабочем порядке: очевидно, что встреча в Женеве не имела бы смысла, если бы не удалось достичь прогресса по финальному списку. Тем более переговорам действительно предшествовала активная подготовительная работа. Лавров в конце прошлой недели встретился с турецким коллегой Чавушоглу в Баку и провел телефонные переговоры с министром иностранных дел Ирана Зарифом.

В то же время спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев и заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин обсудили запуск конституционного комитета в Дамаске, Анкаре и Тегеране. В Сирии российскую делегацию принял президент страны Башар Асад.

К заседанию в Женеве, разумеется, будет приковано внимание западных и региональных внешних игроков. Усилия астанинского формата нравятся не всем. Ранее в ноябре спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Джеймс Джеффри призвал свернуть сочинский и астанинский процессы, если конституционный комитет не будет сформирован в декабре. Как отметила в этой связи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, США начинают открыто демонстрировать, что им невыгодны предпринимаемые Россией усилия по разрешению ситуации в Сирии.

Конец войне?

Создание сирийского конституционного комитета будет большим прорывом в деле урегулирования ситуации в стране. Каких-либо серьезных подвижек в политической сфере на этом направлении не было с конца 2015 года, когда была принята резолюция Совета Безопасности ООН 2254, описывающая основные параметры разрешения конфликта. У эмиссара ООН пока весьма сдержанно отзывались о предстоящих переговорах. "Де Мистура ожидает принять в начале следующей недели в Женеве высокопоставленных представителей Исламской Республики Иран, России и Турции в то время, как он завершает свою оценку возможности создания заслуживающего доверия, сбалансированного и инклюзивного конституционного комитета, которая будет представлена Совету Безопасности 20 декабря", - говорилось в сообщении, распространенном в пятницу офисом спецпосланника.

Впрочем, объявление о формировании комитета позволило бы де Мистуре, который после отчета 20 декабря покидает пост спецпосланника, уйти триумфатором, даже после того как его попытки организовать диалог между правительством и оппозицией в 2016 и 2017 годах потерпели неудачу.

Однако даже если комитет будет сформирован, пока неясно, к каким результатам приведет его работа. Сроки создания новой конституции были определены в резолюции 2254, но о них уже давно никто не вспоминает - ни стороны конфликта, ни члены СБ ООН. Многие инициативы по Сирии уже утонули в море взаимного недоверия и громких обвинений, к которым постоянно прибегают и правительство в Дамаске, и его оппоненты.

Даже если работа комитета обернется успехом, разрешить все проблемы "на земле" не получится. Сирия уже фактически разделена на зоны влияния. На северо-востоке при поддержке США доминируют курды, на северо-западе размещены турецкие силы, которые фактически гарантируют неприкосновенность последнего крупного анклава оппозиции в Идлибе. При этом ситуация постоянно меняется - новым важным фактором может стать решение Турции начать операцию против курдов на северо-востоке Сирии, то есть на территориях, которые фактически находятся под контролем американских военных. Свою обеспокоенность планами Анкары уже выразили в США и ЕС.

ТАСС