Турция начала «агрессивную» компанию по экспорту продукции военного назначения

| Агентство ТАСС

Правительство Турции приступило к реализации кампании «агрессивного маркетинга» для увеличения экспорта продукции национальной промышленности на уже имеющихся и новых рынках.

В рамках ежегодной конференции послов, организованной в Анкаре с 8 по 14 января, были проведены соответствующие мероприятия с турецкими дипломатами, работающими в более чем 150 столицах мира.

В ходе конференции министр иностранных дел Турции Мевлут Чавушоглу призвал послов наращивать коммерческие связи со странами, в которых они работают, и, в частности, в свете интересов оборонной промышленности.

«Сигнал был весьма понятный, - заявил американскому еженедельнику «Дифенс ньюс», один из турецких послов. - Мы ожидаем, что будем выполнять такие же функциональные задачи, в дополнение к нашим стандартным обязанностям, как агентства по продвижению экспортной продукции оборонной промышленности за рубежом».

Турецкий экспорт ПВН стабильно возрастает с 2011 года, когда правительство решило «национализировать» системы вооружений и дало старт нескольким национальным программам, включая вертолеты, беспилотные летательные аппараты, фрегаты и корветы, танки, ракетные системы и реактивные истребители.

С этого момента экспорт оборонной и аэрокосмической промышленности почти удвоился, с 883 млн дол в 2011 году до 1,68 млрд дол в 2016 г. Однако по сравнению с 2015 годом объем экспорта в 2016 году вырос весьма незначительно, с 1,65 млрд дол в 2015 г. до 1,68 млрд дол по итогам прошлого года, что соответствует увеличению всего на 1,4%.

Наибольший объем турецкого экспорта в 2016 году пришелся на США, составив 587 млн дол или третью часть от всего экспорта страны. Другими покупателями турецкой экспортной продукции стали Германия (185 млн дол), Малайзия (99 млн дол), Азербайджан (83 млн дол), Саудовская Аравия, Великобритания, Катар, ОАЭ и Тунис.

По мнению старшего аналитика стамбульской компании C4 Defence Осгура Экзи, у страны есть весьма серьезные перспективы увеличить объем экспорта ПВН в следующие 5 лет. Ежегодный объем экспорта в 3 млрд дол вполне реалистичен, особенно если турецкие компании будут участвовать в интеграции систем и подсистем, а также начнут производить двигатели для воздушных, морских и наземных платформ.

По мнению экспертов, наилучшие перспективы продаж продукции зарубежным покупателям складываются для наземных и морских платформ.

«Производители (наземных и морских платформ), особенно бронемашин, имеют хорошие шансы на выигрыш новых сделок, особенно в туркоязычных странах в Центральной Азии, а также в регионах, ранее относившихся к Оттоманской империи (регионы между Кавказом и Балканами, Средний Восток и Северная Африка», - подчеркнул один из экспертов.

Некоторые Балканские страны заинтересованы в использовании турецких верфей для реализации кораблестроительных программ и программ модернизации в дополнение к некоторым странам, рассматривающим приобретение турецких корветов и фрегатов. Кроме того, некоторые азиатские страны, как Пакистан и Малайзия являются потенциальными покупателями турецких морских систем. В 2016 году Турция и Пакистан анонсировали свой первый военно-морской контракт стоимостью 90 млн дол на поставку танкеров водоизмещением 15600 тонн. Разработчиком и основным подрядчиком по этому контракту является турецкая правительственная оборонно-промышленная компания STM.

По словам источников в промышленности, ведущие производители бронетехники в Турции («Отокар», BMC, FNSS и RBSS (совместное предприятие турецкой компании BMC, германской «Рейнметалл» и малайзийской «Этика» - BMC, Rheinmetall, Etika) проводят агрессивный маркетинг в поисках контрактов в регионе Персидского залива и среди азиатских стран.

Активизировались на рынке турецкие компании-экспортеры - разработчики электронных и электромеханических систем, программного обеспечения и систем управления, средств кибербезопасности и пилотажных тренажеров. Ведущими турецкими экспортерами в этой сфере являются «Аселсан» (Aselsan), «Хавелсан» (Havelsan) и STM.

«Мы увидим конкуренцию (в основном на нишевых рынках) между традиционными поставщиками, которые не желают делиться технологиями, и быстро развивающейся группой турецких конкурирующих компаний, которые готовы поделиться ими», - сказал изданию один из базирующихся в Лондоне специалистов по Турции.

«Турецкая индустрия стоит перед многими вызовами, от технологий до конкурентоспособности», - полагает один из экспертов, хотя, по его мнению, «турецкие компании имеют определенные конкурентные преимущества в инженерной квалификации и низкой стоимости труда». Но, по его словам, турецкие решения и контракты могут переманить некоторых клиентов по «стратегическим» соображениям.

«У нас будут хорошие шансы, чтобы проникнуть на определенные рынки или развиваться на этих рынках несмотря на эмбарго западных компаний и жесткие ограничения в передаче технологий», - сказал он. «Есть обычные поставщики, которые рассматривают эти нишевые рынки как простые рынки, в то время как турецкие компании предлагают им различные формы партнерства, включая долю работы, местное развитие, возможности совместного производства и передачи технологий. Наша точка зрения в сопоставлении с западными компаниями такая - давайте развиваться вместе», - подчеркнул эксперт.