Анкара предприняла в понедельник попытку остановить успешную операцию сирийской армии по восстановлению контроля над южными районами провинции Идлиб.
Первый сигнал о том, что турецкая военная колонна с оружием и боеприпасами, предназначенными для осажденных в городе Хан-Шейхун вооруженных формирований, пересекла границу и достигла города Саракиб поступил из МИД Сирии. Внешнеполитическое ведомство Дамаска расценило действия турецких властей как грубое попрание национального суверенитета и международного права. Ответственность за последствия агрессивных действий была возложена на Анкару.
Немного иначе представило переброску военной техники Министерство национальной обороны Турции. Согласно его версии, автоколонна была направлена в Идлиб к девятому наблюдательному пункту «с целью поддержки безопасности, предотвращения гибели мирных жителей и снижения напряжённости между противоборствующими сторонами».
Минобороны Турции осудило обстрел сирийскими самолётами военной колонны, в результате которого погибли трое гражданских лиц и еще 12 пострадали.
Анкара отдельно уведомила, что заранее оповестила Россию о перемещении колонны, и оставила за собой право принять необходимые оборонительные меры в случае повторения атак с воздуха сирийских пилотов.
Оппозиционеры переброшены в Хан-Шейхун
Претензии, высказанные в адрес друг друга Дамаском и Анкарой, получили широкий резонанс в региональных СМИ. Телеканал «Аль-Хадас» представил дело таким образом, что до вооружённой конфронтации между Сирией и Турцией остался один шаг. В свою очередь проправительственные рупоры в Дамаске передавали сообщения о скором захвате Хан-Шейхуна бойцами сирийской армии и расширении масштабов операции на юге Идлиба.
Только к вечеру газета «Аль-Ватан» прояснила картину. Как оказалось, войска пока только выбили террористов с высот Теллет-Нимр, господствующих над этим городом, где находится форпост экстремистских группировок «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) и «Джейш аль-Изза». Эта выгодная военная позиция позволит держать под огнем всю территорию города и проходящее поблизости стратегическое шоссе Хама - Алеппо.
Тем временем представитель коалиции «Фронт национального освобождения» Юсеф Хаммуд рассказал телеканалу «Аль-Джазира», что при турецкой поддержке формирования вооружённой оппозиции сумели перебросить подкрепления в город Хан-Шейхун для отпора наступающим войскам. «Наши отряды уже разместились на позициях, где находятся бойцы, защищающие город», - отметил он.
Как пояснил в беседе с ТАСС ливанский аналитик Нидаль Саби, вмешательство Анкары в события на фронте в Идлибе ожидалось давно. «Для президента Реджепа Турции Тайипа Эрдогана потеря плацдарма вооружённой оппозиции в Идлибе, где хозяйничают его союзники из сирийского филиала ассоциации "Братья-мусульмане" (запрещена в РФ), равносильна поражению во всей восьмилетней кампании», - отметил он. По словам эксперта, Идлиб - это козырная карта турецкого лидера, которую он не хочет терять.
Последний плацдарм бандформирований
Идлиб клином входит в территориальное пространство между Латакией и Алеппо и достигает плодородной долины Сахль-эль-Габ в Хаме. Через перевал Джиср-эш-Шугур пролегает стратегическое шоссе, связывающее главный морской порт на побережье Средиземного моря с северной столицей и крупнейшим экономическим центром страны. Правительственные войска удерживали населённые пункты, расположенные вдоль этого шоссе, под своим контролем вплоть до весны 2015 года. Утрата Идлиба в тот момент конфликта стала крупной неудачей правительства. В критическом положении оказался Алеппо, отрезанный от побережья. Бандформирования следом стали вторгаться на север Латакии и в долину Сахль-эль-Габ, возникла угроза алавитским и христианским селам, где проживали сторонники президента республики Башара Асада. Исправить ситуацию на этом фронте удалось только после того, как на помощь правительственным войскам пришли российские ВКС.
Сразу после освобождения Алеппо в декабре 2016 года в Идлиб стали вывозить по условиям примирительных соглашений боевиков из радикальных группировок, отказавшихся сдаваться сирийским войскам. Сначала туда направились члены разгромленных бандформирований из Алеппо, затем из Забадани, Каламуна, Хомса, Восточной Гуты в окрестностях Дамаска и, наконец, члены непримиримых формирований с юга Сирии - из Дераа и Эль-Кунейтры. Все они выехали туда со своими семьями, в результате, по данным УВКБ ООН, население провинции выросло до 2,5 млн чел.
В 2017 году в Идлибе была создана северная зона деэскалации, на территории провинции и в прилегающих к ней районах Алеппо и Хамы действует 12 наблюдательных постов турецкой армии.