Аналитики Xinhua пишут, что необычное для Турции молчание по поводу последнего наступления армии Сирии на опорный пункт повстанцев Идлиб, показывает беспомощность и желание Турции сохранить тесные связи с Россией на фоне разногласий с США по поводу предложенной зоны безопасности в Сирии.
По мнению Фарука Логоглу, бывшего высокопоставленного дипломата, беспомощность Турции обусловлена её неверными политическими решениями, предпринятыми в Сирии ранее.
Сирийская армия, поддерживаемая российскими ВВС, существенно закрепила позиции против джихадистских повстанцев в провинции Идлиб во время своего последнего наступления с прошлой недели.
«Турецкое правительство, по-видимому, считает, что оно больше не может позволить себе противостоять России», — указывает Логоглу.
Сегодняшнее молчание Турции относительно этого вопроса резко отличается от её протестов и призывов России к невмешательству, до недавнего времени, когда сирийская армия начала атаки на повстанцев в Идлибе, считает он.
«Турция хранит молчание, потому что она не хочет, испортить отношения с Россией в то время, когда у неё возникли проблемы с США по поводу плана установления безопасной зоны», — сообщает бывший генерал Холдун Солмазтурк. Также он заявляет, что совершенно ясно, что сделка о безопасной зоне с Соединёнными Штатами не оправдает ожиданий Анкары.
Отметим, что сирийская армия захватила несколько городов и значительное количество деревень у повстанцев в южной части Идлиба и, как сообщается, стоит сейчас всего в трёх километрах от управляемого джихадистами стратегически важного города Хан-Шейхун.
По словам авторов, Турция, выступая в качестве покровителя повстанцев в Идлибе, на основе астанинской сделки, заключённой в 2017 году с Россией и Ираном, утверждает, что идлибский вопрос требует политического урегулирования.
По-видимому, Анкара не хочет рисковать ухудшением отношений с Москвой и со своими партнёрами по астанинской сделке, перед предстоящим саммитом, уточняет Солмазтурк, возглавляющий дебаты Incek в турецком Институте 21 столетия, находящемся в Анкаре.
Как известно, Турция, Россия и Иран, три партнёра по Астанинскому процессу, планируют снова провести встречу в следующем месяце, для обсуждения перспектив политического урегулирования сирийской войны.
Провинция Идлиб на северо-западе Сирии является последним крупным бастионом для повстанцев и в значительной степени контролируется, связанной с Аль-Каидой коалицией группировок, Хайат Тахрир аш-Шам.
В сентябре прошлого года, в Сочи, Анкара подписала соглашение о том, чтобы положить конец столкновениям путём создания демилитаризованной зоны в Идлибе.
Турция утверждает, что любая атака на Идлиб представляет собой нарушение сочинской сделки, в то время как Москва говорит, о нарушении требований сделки Анкарой, когда Турция не смогла предотвратить атаку повстанцами позиций сирийской и российской армии.
Авторы пишут, что Турция имеет связи с некоторыми так называемыми умеренными исламистскими группировками в Идлибе, где турецкие военные установили 12 наблюдательных пунктов в рамках сочинской сделки.
В четверг, пока продолжалось наступление сирийской армии, официальный представитель МИД России, Мария Захарова заявила, что Москва ожидала от Турции выполнения своих обязательств в соответствии с этой сделкой. Она подчеркнула, что сочинская сделка не должна использоваться в качестве предлога для защиты вооружённых боевиков, признанных Советом Безопасности ООН террористами.
До середины 2016 года, когда началось тесное сотрудничество России и Турции в Сирии, Турция активно поддерживала борьбу повстанцев за свержение сирийского правительства.
Связи Анкары с Вашингтоном далеки от идеальных, учитывая военную поддержку, оказываемую США курдскому ополчению в Сирии, которое Турция считает террористами.
На прошлой неделе союзники по НАТО договорились о создании безопасной зоны в курдском районе на северо-востоке Сирии, на фоне угрозы Турции о трансграничной военной операции против поддерживаемого США курдского ополчения.
Однако, сделанные позднее заявления турецких официальных лиц показали, что обе стороны всё ещё далеки от достижения полного консенсуса по вопросу о создании безопасной зоны вдоль турецкой границы.
Турция предлагает, чтобы безопасная зона захватывала от 30 до 40 км сирийской территории, в то время как США предлагает намного меньше. Анкара также требует, чтобы безопасная зона находилась под её полным контролем.
По заявлению Солмазтурка, турецкие требования неприемлемы ни для Вашингтона, ни для Москвы.
Анкара предупредила Вашингтон, что начнёт трансграничную операцию по ликвидации курдского ополчения, если США не сдержат своих обещаний.
Россия осознаёт, что Турция не получит желаемого, в рамках так называемой сделки о безопасной зоне, утверждает Логоглу. «Россия рассматривает нынешнее положение дел (в Сирии – ред.) как подходящее для наступления сирийской армии в Идлиб», — добавляет он.
Оба аналитика считают, что Турция сейчас находится в сложной ситуации на двух фронтах в сирийском театре военных действий: Идлиб и район, находящийся под контролем курдского ополчения.
«Похоже, на данный момент Анкара согласилась как с продвижением сирийской армии в Идлиб, так и с остановкой США в безопасной зоне на севере Сирии», — подчёркивает Логоглу.
Солмазтурк в свою очередь считает, что Турция уже давно потеряла возможность контроля над развитием событий в Сирии. «Она ничего не может сделать, кроме как действовать в соответствии с российско-американским консенсусом», — отметил Солмазтурк.
Считается, что Соединенные Штаты и Россия действуют в Сирии на основе общего консенсуса, где Москва контролирует район на западной части реки Евфрат, в то время как восточная сторона реки, где присутствуют курдские силы, остается под контролем США.
Захват города Хан-Шейхун, который находится на ключевом шоссе, связывающем Дамаск с северным городом Алеппо, находящимся под контролем правительства, облегчит сирийской армии контроль над остальной частью бастиона повстанцев.
Авторы отмечают, что Анкара обеспокоена, что столкновения в Идлибе повлекут за собой новую волну мигрантов к границам, поскольку Турция уже принимает около 3,6 млн сирийских беженцев.
В ходе столкновений на прошлой неделе около 124 тыс. гражданских лиц нашли убежище в лагерях, созданных Турцией на сирийской стороне её границы, сообщают местные СМИ.
Аналитики подчёркивают, что Турция может только надеяться выбраться из сирийского болота с минимальным ущербом, установив диалог с сирийским правительством.
Несмотря на большую критику внутри страны, Анкара до сих пор отказывалась вести политический диалог с Дамаском, утверждая, что сирийское правительство не имеет легитимности.