Der Spiegel: Путин поставил Эрдогана в неловкое положение

| ИноСМИ

Россия и Турция обещали обеспечить безопасность людей в сирийском Идлибе. Но по тысячам убитых и сотням тысяч беженцев видно: Эрдогану нечего противопоставить беспощадности Путина.

Турецкое правительство было или слишком самоуверенным, или слишком наивным. Не позаботившись о безопасности, оно послало несколько военных конвоев через сирийскую провинцию Идлиб в направлении деревни Морек.

Там турецкая армия в прошлом году оборудовала в общей сложности двенадцать так называемых наблюдательных постов. Опорный пункт находится южнее небольшого городка Хан-Шейхун, в котором войска режима Асада воюют с повстанцами.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) хотел, скорее всего, показать, что его правительство не намерено безучастно наблюдать за последним наступлением сирийской армии в оплоте повстанцев Идлибе. В то же самое время он, вероятно, рассчитывал, что российское правительство, главный союзник Башара Асада, не допустит нападения на турецкие части. И вот теперь он горько поплатился за свое легкомыслие. Турецкое правительство сообщило в понедельник, что один из конвоев был обстрелян с воздуха — вероятно, сирийскими ВВС. По данным Анкары, погибли трое гражданских.

Этот инцидент показывает, насколько быстро сирийская гражданская война может разгореться вновь, хотя и идет уже девятый год. Асад твердо решил полностью отвоевать Сирию у повстанцев с помощью Москвы и иранского режима — все равно, каким средствами. И в то время как остальной мир равнодушно наблюдает за сирийской катастрофой, только Анкара явно встала на сторону повстанцев.

Ни Эрдоган, ни Путин не сдержали обещаний

Эрдоган не хочет допустить, чтобы Асад взял Идлиб. Он знает, что это вновь повлечет за собой массовое бегство сирийцев в Турцию. Более трех миллионов сирийских беженцев уже находятся там. За прошедшие недели власти перевезли множество сирийцев назад в Идлиб — и, как назло, именно в ту область, которую войска Асада атаковали с помощью русских.

Прошлой осенью Эрдоган добился от российского президента Владимира Путина перемирия, и оно на время остановило наступление на Идлиб. Оба главы государство тогда заверили, что позаботятся о безопасности гражданского населения. Но ни Эрдоган не сдержал обещания решительно выступить в Идлибе против боевиков-джихадистов группировки Хайат Тахрир аш-Шам (в нее входят прежние члены запрещенной террористической организации Джебхат ан-Нусра — прим. ред.), ни Путин с Асадом не отказались от намерения вернуть провинцию под контроль правительства в Дамаске.

Поэтому с апреля вновь разгорелись бои. Режим Асада и российские военные целенаправленно обстреливают и гражданские учреждения, в том числе школы и больницы. Во вторник путинский министр иностранных дел Сергей Лавров впервые признал, что в Идлибе используются и российские наземные войска.

Гуманитарные последствия наступления ужасны: с апреля в Идлибе были убиты тысячи человек, более 540 тысячам пришлось бежать. Многие из них стали внутренними беженцами: в прошлые годы они переместились из других частей страны в Идлиб, а теперь вынуждены вновь спасаться бегством. Тысячи из них живут под открытым небом, под защитой оливковых рощ.

Эрдоган стоит сейчас перед дилеммой: чтобы оказать серьезное сопротивление наступающим войскам Асада, он должен послать в Идлиб значительно больше солдат, что вызовет у турецкого населения, уставшего от войны, усиленные протесты. А без подкрепления он будет зависеть от благожелательности Путина.

«Мы поддерживаем связь с Россией»

Турецкий опорный пункт в Мореке сейчас практически полностью окружен сирийскими правительственными войсками и их союзниками. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Cavusoglu) подчеркнул в среду, что Анкара тем не менее не планирует покидать свою базу или перемещать ее. «Мы не намерены оборудовать пункт в другом месте», — сказал Чавушовглу. Но именно этого требует Москва. «Мы поддерживаем связь с Россией на всех уровнях», — дипломатично заявил турецкий глава внешнеполитического ведомства.

Турция и Россия уже один раз стояли на грани войны, когда турецкие военные в 2015 году сбили российский самолет в сирийском воздушном пространстве. Но после того как Эрдоган извинился за произошедшее, государства сблизились. Эрдоган и Путин согласовывают друг с другом свою политику в отношении Сирии. Совсем недавно Анкара закупила у России противоракетные комплексы С-400, чем вызвала недовольство в НАТО.

Однако партнерство Турции и России носит скорее тактический характер. Оно может, как показало нападение на турецкий конвой, прекратиться в любой момент, если одна их сторон сочтёт это выгодным.

Der Spiegel, перевод ИноСМИ