Al-Quds: Интерес Турции к российским самолётам — стратегическое решение или способ давления на Вашингтон?

| ИноСМИ

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проявил исключительный интерес к российским истребителям «Сухой» во время посещения авиасалона МАКС-2019 в Москве.

Современный российский истребитель пятого поколения Су-57 станет оптимальной заменой американскому F-35, если Вашингтон откажется поставлять Турции истребители-бомбардировщики. Следует напомнить, что после начала поставок российских зенитно-ракетных комплексов С-400 США решили исключить Турцию из программы по производству F-35.

В связи с этим возникает резонный вопрос: Эрдоган проявляет такой интерес к российским самолетам в надежде оказать давление на Вашингтон, чтобы он не принял окончательного решения об исключении Турции из программы F-35? Или это прелюдия к новому стратегическому шагу после покупки российских зенитно-ракетных комплексов? Покупка российских истребителей стала бы еще одним шагом к стратегическому сближению с Россией и отдалению от США и НАТО.

Визит Эрдогана в Москву и его участие в открытии авиасалона МАКС-2019 совпали с началом поставок второго дивизиона российских зенитно-ракетных комплексов С-400 в Турцию. Министерство обороны Турции сообщило о начале поставок элементов второй батареи ЗРК С-400 на авиабазу «Мюртед» в провинции Анкара. Поставки будут продолжаться в течение месяца. Следует напомнить, что первый этап поставок С-400 «Триумф» Анкаре был завершен 25 июля.

Несмотря на преувеличенный интерес Эрдогана к российским истребителям, Москва с воодушевлением отнеслась к возможности заключить новую российско-турецкую сделку и сделала Анкаре щедрые предложения в новой попытке отдалить ее от западной оси. Тем не менее турецкие власти проявляют осторожность в решениях и действиях.

Президент России Владимир Путин на совместной пресс-конференции с президентом Турции заявил, что обсудил с турецким коллегой новые возможности для сотрудничества в военно-технической и аэрокосмической сферах. «Мы можем сотрудничать даже по самолету Су-57. У нас также есть потенциал для совместного производства», — сказал он.

В ходе пресс-конференции Путин затронул тему турецких требований совместного производства военной техники. В последние годы они вышли на первый план в военных сделках, заключаемых Турцией.

«Многое, на мой взгляд, заинтересовало наших турецких партнёров, и не только с точки зрения приобретения, но и с точки зрения совместного производства. Кстати говоря, мы к этому готовы и по отдельным направлениям сейчас будем активно обсуждать это с партнёрами», — заявил российский президент.

Российское информационное агентство цитирует слова российского чиновника о том, что страны обсуждают возможность поставки в Турцию истребителей Су-57 и Су-35.

Глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев заявил, что планирует обсудить с турецким коллегой возможные поставки истребителей. «Большой интерес проявлен, но рано говорить о контрактных переговорах, нет еще никакой заявки, должны пройти консультации», — сказал он.

Несмотря на все вышеупомянутые события, Турция еще не приняла окончательного решения по этому вопросу. Она продолжает работу над первым вариантом, то есть над урегулированием кризиса с Вашингтоном. Кроме того, турецкие власти пытаются предотвратить осложнения, если США окончательно решат исключить Турцию из программы по производству истребителей-бомбардировщиков F-35.

Вашингтон рассматривает возможность приостановки подготовительных мероприятий для поставки в Турцию любых самолетов и исключения ее из программы по производству F-35, но окончательное решение еще не было принято. Анкара надеется, что еще могут быть найдены пути для преодоления кризиса.

Турция настаивает, что является одним из основных партнеров программы F-35, а не только покупателем. Она подчеркивает отсутствие юридического обоснования для исключения ее из программы, напомнив, что инвестировала почти 1,5 миллиарда долларов в разработку и производство самолета. Турецкое руководство рассчитывает на нежелание Трампа упустить сделку стоимостью в несколько десятков миллиардов долларов: Турция хотела приобрести 120 самолетов данной модели.

Оригинал