Очередной российский борт прибыл во вторник на турецкую авиабазу Мюртед в рамках реализации контракта на поставку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф». Поставки стартовали 12 июля, и с конца минувшей недели в Турцию прибыло уже 12 самолетов с грузом из России.
Примечательно, что все эти дни официальный Вашингтон хранит молчание, хотя на протяжении последних месяцев и представители администрации США, включая президента Дональда Трампа, и американские законодатели постоянно грозили Турции санкциями и даже ставили ультиматумы, требуя отказаться от контракта на закупку российских ЗРС «Триумф».
Означает ли это, что санкций не будет и Анкара может праздновать триумф?
Или Вашингтон просто взял паузу и обдумывает, как наказать чересчур своевольного партнера по НАТО?
«Самая сильная система»
Разговоры о том, что Турция, озабоченная обеспечением собственной безопасности на фоне войны в соседней Сирии, вместо американских ЗРС «Пэтриот» может закупить российские комплексы С-400, шли с осени 2016 года. А годом позже появились официальные сообщения о заключении контракта и внесении Анкарой аванса, о чем рассказал турецкий президент Тайип Эрдоган.
Четырнадцатого июля этого года, через два дня после начала поставок по контракту, он назвал сделку по С-400 «важнейшим соглашением в современной истории» Турции. По словам Эрдогана, «покупая С-400, Турция не готовится к войне». «Системы ПВО призваны обеспечить мир и безопасность в нашей стране», - заявил турецкий лидер. По его словам, процесс поставок завершится к апрелю 2020 года.
Параллельно в России турецкие специалисты будут обучаться эксплуатации «Триумфов», причем в Анкаре не исключают, что количество таких специалистов может существенно возрасти. «Сейчас их численность недостаточна. Их сейчас сто, но это число может увеличиться в 10 раз», - сообщил Эрдоган.
Он назвал С-400 «самой сильной оборонной системой» и выразил надежду на то, что впоследствии Турция сможет совместно с Россией участвовать в производстве «Триумфов». Подобная договоренность, по словам Эрдогана, была достигнута им с президентом РФ Владимиром Путиным. В свою очередь пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков ранее сообщал, что контракт на поставки С-400 подразумевает и частичную передачу технологий производства турецкой стороне. «Поставки С-400 начались. <...> Что об этом процессе говорили? Что мы не сможем их купить и получить. Но мы смогли», - с удовлетворением констатировал президент Турции.
Вашингтон против «Ворчуна»
В этих словах Эрдогана легко прочитывается недвусмысленный намек на позицию Соединенных Штатов, которые неоднократно требовали, чтобы Турция отказалась от решения закупить ЗРС российского производства, и грозили ей всевозможными карами, санкциями и рестрикциями. В мае этого года Вашингтон даже поставил Анкаре ультиматум, дав две недели на то, чтобы разорвать контракт на покупку «Ворчуна» (SA-21 Growler, как называется российский «Триумф» по кодификации военных США и НАТО). И пообещали, что в случае невыполнения данного требования аннулируют контракт на поставку Турции ста истребителей пятого поколения F-35А.
Кстати говоря, вопрос об этих истребителях является одним из главных факторов американского ворчания по поводу «Ворчуна» - наряду с понятным политическим недовольством ввиду сближения Анкары с Москвой и досадой из-за финансовых потерь, вызванных тем, что Турция предпочла российские ЗРС американским комплексам «Пэтриот». Американские и натовские военные, а следом за ними и политики высказывают опасения по поводу того, что в ходе эксплуатации Турцией систем С-400 российские военные смогут получить доступ к секретной данным по F-35.
Именно об этом говорил на прошлой неделе в ходе слушаний в американском Сенате генерал Марк Милли, выдвинутый Трампом на пост председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США. По словам генерала, С-400 - это «российская система, созданная для того, чтобы сбивать такие самолета, как F-35». «Если мы позволим Турции получить и эксплуатировать С-400 в непосредственной близости от F-35, то радиолокационная система С-400 сможет предоставить российским военнослужащим секретную информацию об F-35», - заявил Милли, который рекомендовал исключить Турцию из программы истребителя пятого поколения, если контракт на поставку «Ворчунов» будет реализован.
Прислушавшись к его словам, комитеты по иностранным делам Сената и Палаты представителей Конгресса США, сославшись на закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», призвали вашингтонскую администрацию «прекратить участие Турции в программе F-35» и ввести санкции против тех турецких компаний и граждан, которые «ведут бизнес с российским оборонным сектором». «Турция и Эрдоган должны столкнуться с жесткими последствиями своего решения», - заявили, в частности, конгрессмены.
Повели себя нечестно
Впрочем, все эти заявления прозвучали еще до сообщений о начале поставок компонентов С-400 в Турцию, после чего в Вашингтоне словно воды в рот набрали. Даже Трамп ничего пока не написал в своем любимом «Твиттере». Вообще американский президент, успевший снискать репутацию ярого сторонника всевозможных санкций и торговых войн, довольно странно ведет себя в истории с поставками российских ЗРС в Турцию.
В ходе недавнего саммита «двадцатки» он даже признал, что США повели себя «нечестно» по отношению к Анкаре. Выступая на пресс-конференции после переговоров с Эрдоганом, проходивших на полях саммита, Трамп поведал, что Турция хотела закупить у США системы «Пэтриот», однако прежняя администрация Барака Обамы отказала ей, и тогда Эрдогану пришлось обратиться к России.
«Он заключил соглашение, он потратил деньги, вложил много денег, - сказал Трамп об Эрдогане. - Как только он купил эти (российские – ред.) системы, ему позвонили люди из нашей страны и сказали: послушайте, мы не хотим, чтобы вы их покупали, потому что это не системы НАТО». «Скажу вам честно: я полностью на стороне нашей страны, но с ним повели себя очень нечестно», - добавил Трамп.
Возможно, в этот момент в американском президенте проснулся бизнесмен, полагающий, что «кидать» партнера, который уже уплатил деньги, как-то не комильфо. А может, республиканец Трамп просто воспользовался возможностью лишний раз упрекнуть соперников-демократов в нечистоплотности.
Так или иначе, он заметил, что российские С-400 и американские F-35, за которые Анкара уже внесла деньги, «несовместимы с точки зрения национальной безопасности» США. Назвав ситуацию «полным безумием», Трамп добавил: «Честно говоря, на самом деле это не вина Эрдогана».
Вопрос закрыт - вопрос открыт
Примечательно, что после тех переговоров турецкий президент на пресс-конференции публично сделал вывод о том, что Вашингтон не станет прибегать к санкциям в отношении Анкары. «Мне не кажется, что было бы уместно двум стратегическим партнерам вводить друг против друга санкции», - заметил Эрдоган. Он также заявил, что отказ Турции от контракта с Россией на стадии поставок был бы «недостойным шагом».
«Эта тема закрыта», - подчеркнул турецкий лидер. А 16 июля, на пятый день после начала поставок, о том же и почти в тех же выражениях сказал и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу: «С-400 не представляют угрозы для НАТО. Не надо создавать ненужную напряженность в этом вопросе, который уже закрыт».
Если вопрос о поставках российских «Триумфов» в Турцию закрыт, то вопрос о возможных санкциях Вашингтона в отношении Анкары, похоже, все еще остается открытым. Во всяком случае, агентство Блумберг в минувшую субботу со ссылкой на собственные сообщило, что «в ближайшие дни» будет официально объявлено об ограничительных мерах в отношении Турции. По данным агентства, обсуждались три разных пакета мер, из которых был выбран «наиболее целесообразный».
При этом агентство не уточнило, какие именно ограничения будут введены и какие сферы они могут затронуть. Да и никаких других утечек по поводу возможных санкций пока не было. Остается предположить, что на самом деле вопрос еще не решен окончательно.
Возможно, в Трампе продолжают бороться политик, полагающий, что отбившегося от рук партнера по НАТО следует примерно наказать, чтобы другим неповадно было, и бизнесмен, подсчитывающий убытки от разрыва контракта на поставку Турции истребителей F-35. Во всяком случае, турецкий президент уже публично предупредил: в случае разрыва контракта США должны будут вернуть Турции деньги, которые она уже заплатила, а это ни много ни мало 1,4 млрд долларов.
Кстати, борющийся с бизнесменом Трампом политик Трамп должен учитывать еще и вполне реальную перспективу того, что введенные против Анкары санкции лишь подтолкнут ее к дальнейшему сближению с Москвой. Тем более что и опыт американских санкций в отношении России ясно показывает: ограничительные меры вовсе не обязательно приводят к желаемому результату.
В общем, выбор перед американским президентом стоит непростой. Судя по молчанию официального Вашингтона, пока побеждает бизнесмен Трамп. Однако с учетом той непредсказуемости и импульсивности, которой успел прославиться Трамп-политик, ни в чем нельзя быть уверенным до конца. Остается внимательно следить за «Твиттером».