Согласно проекту ABİDE Министерства национального образования Турции, 66% студентов в стране обладают низкими навыками понимания прочитанного.
В рамках проекта ABİDE, разработанного Министерство в качестве альтернативы Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), было проведено общенациональное исследование в 1 тыс. 230 школах с участием 116 тыс. учащихся 4–8-ых классов, которое показало, что у школьников отсутствуют базовые знания, они плохо разбираются в арифметике и обладают очень низким пониманием прочитанного. Низкие уровни успеваемости возникают в начальной школе и ухудшаются по мере продолжения обучения.
В соответствии с исследованием, знания турецкого языка ниже базового уровня были выявлены у 1,6% школьников, в то время как по математике данный показатель составляет 16,4%, по естественным наукам — 9,4%, а по гуманитарным наукам — 4,4%, сообщает турецкая служба Deutsche Welle.
В разделе «понимание прочитанного» только 33,9% набрали баллы выше среднего, в то время как 66,1% учащихся получили средние и ниже оценки.
Результаты согласуются с рейтингами PISA. Согласно отчёту PISA за 2017 год, среди 72 стран Турция заняла 49 место по математике, 52-ое – по естественным наукам и 50-ое – по чтению.
Профессор Нью-Йоркского университета и эксперт по детскому развитию Сельчук Ширин сказал, что самая большая проблема детей в Турции заключается в том, что они не понимают, что читают на своём родном языке. По словам Ширин, Турция значительно отстает от Европы в дошкольном образовании, а грамотность является одной из основных проблем в стране.
«Из всех детей, рождённых в Турции ежегодно, только 200 тыс. имеют доступ хоть к каким-нибудь книгам. Оставшийся миллион детей знакомят с книгами, только когда они идут в начальную школу», — добавил он.
Понимание прочитанного является основой всего обучения, и, если дети не могут развить этот навык, страна не в состоянии освоить технологии и добиться успеха «в какой-либо области».
Исследование ABİDE также показало, что уровень образования в государственных школах отстаёт, по сравнению с частными учреждениями. Частные школы лучше обучают академическим навыкам, чем государственные, которые, в свою очередь, находятся на ступень выше религиозных школ имам-хатипов, распространившихся по всей стране в последние годы. Региональные школы-интернаты, сокращенно YİBO, оказались в нижней части списка.
Журналист и редактор отдела образования Первин Каплан сказала, что учащиеся частных школ «на 60%–70% демонстрируют лучшие показатели на вступительных экзаменах в старшие классы», в то время как средние цифры по Европе составляют около 10%.
«Семьи часто хотят отправить своих детей в средние школы, специализирующиеся на естественных и гуманитарных науках. Конечно, религиозные средние школы имеют право на существование, но родителей не следует заставлять отправлять своих детей в школы, которые они не хотят», — добавила она, говоря о религиозных учебных заведениях.
Многие обычные средние школы и некоторые специализированные учебные заведения, ориентированные на естественные науки, в последние годы превратились в религиозные школы, в то время как в некоторых районах практически нет других альтернатив, несмотря на небольшие, но широко распространённые протесты со стороны родителей по всей Турции.
Председатель Инициативы по реформе образования (ERG) доктор Юстюн Эргюдер сказал, что система образования Турции в корне несовершенна, а школы не являются полностью автономными.
«То, что мы в итоге получаем, — это полностью иерархическая пирамидальная система. Мы стараемся добиться качества по нисходящим правилам, но у нас ничего не получается. Когда школы и учителя работают независимо, как в финской модели, уровень образования достигает гораздо более высоких показателей», — пояснил он.
Эргюдер отметил, что все политические деятели в Турции должны отбросить свою идеологию и прийти к соглашению относительно модели образования, «поскольку каждое новое правительство разрабатывает систему образования, чтобы воспитать новое поколение в соответствии со своей идеологией». Также Сельчук Ширин назвал 14 изменений в системе образования, введённых в 2017 году.