Последнего саммита глав государств и правительств Европейского союза, Совета Европейского союза, турецкие аналитики ждали с некоторым беспокойством. Германия чётко заявила о своём намерении приостановить переговоры о присоединении.
Затем стало очевидно, что большинство стран ЕС, включая Францию, выступают против прекращения переговоров, идея заключалась в сокращении финансирования Турции.
При этом активно подчёркивалось сотрудничество в вопросах незаконной и принудительной миграции. В двух разных пунктах Совет вновь подтвердил важность, которую придаёт этому сотрудничеству. Европейский совет далее призывает: к полной приверженности нашему сотрудничеству с Турцией по миграции и поддержке Западных Балкан; к полному и недискриминационному осуществлению Соглашения о реадмиссии между ЕС и Турцией со всеми государствами-членами.
Очевидно, что отношения между Турцией и ЕС перешли от «глубокого сотрудничества и интеграции» к «realpolitik с третьей страной». Всё больше и больше отношения Турции с должностными лицами ЕС пропитаны чувством необходимости.
Итак, вот мы, имеющие крайне плохие официальные отношения с Германией, имеющие очень трудные и почти враждебные отношения с США и полностью потерявшие нашу мечту, чтобы однажды стать членом ЕС. И здесь главный вопрос: изменят ли эти события нашу цель стать частью «западного» сотрудничества и интеграции в политическом, социальном, экономическом, юридическом и военном отношении?
Позвольте мне без двусмысленности утверждать, что в нынешней ситуации международных отношений нет "альтернативной" системы или союза для Турции.
Турции необходимо понять, что сотрудничество между ней и Германией, и, что ещё более важно, между двумя обществами, необходимо. Было бы очень неплохо не "демонизировать" друг друга.
Нужно учесть, что плохие политические отношения с ЕС в целом, и с Германией в частности, не должны заставлять турок думать, что есть лучшая альтернатива, «евразийский» блок. Нет такого блока.