Приведёт ли визит Эрдогана в Афины к деэскалации с ЕС?

| Hurriyet

Министр иностранных дел Греции Никос Котзиас находясь в Анкаре, встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Кроме этого, его принял президент Эрдоган.

Визит принёс неожиданные новости: президент Турции положительно откликнулся на приглашение президента Греции Прокописа Павлопулоса, и он посетит Грецию.

Согласно политическим сплетням греческой стороны, визит Котзиаса в Президентский дворец был незапланированным, и президент Эрдоган был особенно дружелюбным и расслабленным, даже перейдя к традиционному диалогу с Котзиасом о том, хочет ли он «греческий кофе».

Особого внимания заслуживает готовность турецкого президента посетить Грецию. Во-первых, время. Хотя точная дата ещё не объявлена ​​Анкарой, примерные сроки озвучил Котзиас после возвращения в Афины. Он сказал, что визит Эрдогана состоится в период с 20 ноября по 10 декабря. Это удивительно быстро для визита могущественного президента в соседнюю страну с толстым досье гневных двусторонних вопросов.

Новости о поездке Эрдогана в Грецию не были широко распространены турецкими СМИ, за исключением цитирования пресс-конференции Котзиаса в Афинах. Поскольку официального опровержения с турецкой стороны не было, мы можем только предположить, что обе стороны согласились оставить первоначальное заявление грекам.

Эти новости стали большим сюрпризом среди греческих аналитиков, которые с тех пор пытались расшифровать его значение. Большинство из них связывают это с недавним ухудшением отношений между Турцией и Западом. Они считают, что Греция, обеспокоенная возможным окончательным разрывом между Анкарой и Брюсселем, Анкарой и Вашингтоном, спешит вновь открыть диалог и гарантировать для себя самого сильного собеседника, который является не кем иным, как турецким президентом. Некоторые даже связывают это с недавним, по-видимому, успешным официальным визитом премьер-министра Греции Ципраса в Соединенные Штаты по приглашению президента Трампа. Они утверждают, что Трамп, возможно, отправил специальное сообщение Эрдогану через визит Котзиас, в то время как отношения между Турцией и США находятся в упадке.

Естественно, что греческая сторона считает поездку Котзиаса «дипломатическим успехом». Но, на мой взгляд, это само по себе не объясняет скорость, с которой Эрдоган принял визит в Грецию.

Я думаю, что объяснение заключается в вероятно новом подходе к дипломатии с турецкой стороны. Возможно ли, что явная готовность президента Эрдогана посетить страну Евросоюза так скоро станет сигналом о фазе «деэскалации» в отношениях между Турцией и ЕС? И был ли первый признак этого на прошлой неделе, освобождение восьми правозащитников Стамбульским судом.

Освобождение гражданина Германии Питера Штойднера среди них, а также недавние откровения в отношении роли бывшего канцлера Шрёдера в качестве посредника показывают, что мосты коммуникации всё ещё открыты. Реакция немецкого министра МИД Зигмара Габриэля также стала неким откровением, он назвал освобождение Штойднера «обнадёживающим сигналом, первым позитивным шагом».

Представляет ли собой второй шаг столь быстро ли организованный визит в Афины, когда Турция начинает новый дипломатический подход к Брюсселю? Греция, безусловно, представляет собой идеальную платформу в качестве основного члена ЕС и первую остановку непрерывного потока беженцев из Турции. Если это так, этот шаг должен быть полезен для всех заинтересованных сторон, включая Грецию.

Ариана Ферентиноу