Ожидается, что встреча лидеров Евросоюза и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана 26 марта в Болгарии будет иметь решающее значение не только потому, что Анкара и Эрдоган подвергаются жёсткой критике со стороны европейских политиков, но и в отношении будущего между Турцией и ЕС.
Европейская критика Турции касается регресса демократических прав и верховенства закона, особенно в период введённого режима чрезвычайного положения после попытки военного переворота 15 июля 2016 года, пишет в своей колонке главный редактор Hürriyet Daily News Мурат Йеткин. Наибольшую озабоченность вызывают аресты журналистов, писателей и политиков, обвиняемых в терроризме и шпионаже, массовые увольнения политиков из правительственных учреждений из-за их предполагаемых связей с организацией Фетхуллаха Гюлена и запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК).
Кроме того, напоминает автор, Европейский парламент призвал Турцию прекратить свою операцию «Оливковая ветвь» в Сирии.
«С другой стороны, за четыре месяца до попытки государственного переворота в марте 2016 года Турция и ЕС подписали концептуальную сделку о потоке миграции в страны ЕС, который был вызван сирийской гражданской войной. В рамках соглашения, спланированного канцлером Германии Ангелой Меркель, предусматривались помощь Турции в размещении сирийских беженцев, открытие новых переговорных глав для членства в ЕС, политические контакты на высоком уровне между сторонами и ослабление визовых требований для въезда в страны Шенгена», - отмечает он.
Журналист добавляет, что Анкара обвиняет ЕС в том, что он не соблюдает эту сделку: Эрдоган и другие официальные лица Турции неоднократно заявляли, что ЕС даже не смог должным образом разделить бремя приёма беженцев, в то время как европейские политики утверждают, что демократические взгляды в Турции являются оправданием регресса в их отношениях.
При этом Комиссия ЕС недавно всё же одобрила пакет помощи в размере 3 млрд евро для Анкары.
«Что в таких условиях можно ожидать от встречи в Варне?» - задаётся вопросом Йеткин.
По его мнению, есть вероятность, что встреча положит начало переговорам по совершенствованию существующего соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС. Европейские политики могли бы сказать своим избирателям, что этот шаг был в их интересах, и турецкое правительство может сказать турецким избирателям, что, несмотря на заявления о сдвиге оси с Запада на Восток, отношения с ЕС восстанавливаются. Эрдоган в свою очередь, анализирует автор, может настаивать на ослаблении визовых требований. Активизация работы по Таможенному союзу абсолютно точно, настаивает он, представляется выполнимой задачей для всех сторон.