20 марта 2016 года вступило в силу соглашение, согласно которому Турция должна была закрыть беженцам путь в ЕС. Однако сделка так и не достигла своей цели, считает Даниэль Хайнрих.
Соглашение между ЕС и Турцией по беженцам стало образцом лицемерия европейских политиков в вопросе урегулирования миграционного кризиса. Хотя официальный Брюссель и пытается убедить общественность в том, что сделка увенчалась успехом, в действительности дела обстоят совсем иначе.
В соответствии с соглашением, в обмен на каждого мигранта из Сирии, который попал в ЕС нелегально (то есть на лодках контрабандистов - ред.) и был выдворен, Евросоюз обязуется легально принимать из Турции одного сирийского беженца. На словах все выглядит весьма неплохо, однако в реальной жизни совершенно не работает. Об этом говорит официальная статистика Еврокомиссии: с момента вступления соглашения в силу ЕС принял с территории Турции почти 12 500 мигрантов. В то же время назад в Турцию отправлено лишь около 2100 человек, нелегально переправившихся на территорию ЕС.
По сути это означает, что вместо зафиксированной в договоренности пропорции 1:1 ЕС принял в шесть раз больше людей, чем отправил назад в Турцию. За это, впрочем, несет ответственность не Анкара, а Брюссель: в лагерях для беженцев на греческих островах в Эгейском море не справляются с обработкой заявлений.
Граница закрыта не полностью
Между тем утверждать, что Турция полностью выполняет свои обязательства согласно договоренности, тоже нельзя. До начала 2018 года Евросоюз предоставил Турции 3 млрд евро. В ответ Анкара должна была, образно выражаясь, задраить люки - то есть предотвратить бесконтрольный приток все большего количества беженцев в ЕС. Как бы сурово это ни звучало, в основе договоренности лежит принцип «деньги в обмен на спокойствие, вопросов больше нет» - впрочем, именно такой подход и характеризует политический прагматизм.
Однако проблема заключается в том, что соглашение не достигло своей цели. При этом стоит отметить, что Турция приняла некоторые меры - к примеру, построила заборы с колючей проволокой на границе с Сирией, чтобы в Турцию не прибывало столь большое количество беженцев. Однако любую из границ по-прежнему можно преодолеть, и сейчас число нелегальных мигрантов в ЕС снова растет. Советник европейского научно-исследовательского центра ESI и автор соглашения между ЕС и Турцией Геральд Кнаус (Gerald Knaus) должен признать тот факт, что только за вторую половину 2017 года через Эгейское море в Грецию переправились без малого 20 000 мигрантов - это более чем в два раза превышает количество людей, прибывших туда в первой половине года.
Моральная составляющая
В 2015 году канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) пообещала сделать все для того, чтобы избежать «гуманитарной катастрофы», в итоге приняв решение не закрывать немецкие границы. На фоне страданий, причиненных людям в результате заключения соглашения с Турцией, это заявление может показаться более чем циничным. По данным благотворительной организации Caritas, в данный момент на греческих островах находятся 13 000 детей, женщин и мужчин. Положение людей в безнадежно переполненных лагерях можно назвать отчаянным: в середине марта в лагере Мория на острове Лесбос снова произошли столкновения беженцев с полицией.
В то же время похоже, что положение беженцев в Турции не намного лучше: от правозащитных организаций регулярно поступают сообщения о том, что турецкие солдаты даже стреляют в беженцев на границе.
Больше денег вместо альтернативных вариантов решения проблемы
Вместо того чтобы улучшить гуманитарную ситуацию в лагерях для беженцев, Ангела Меркель и ее европейские коллеги за последние два года сделали все для того, чтобы вынести страдания мигрантов за порог Европы - туда, где они не будут находиться под постоянным прицелом телекамер.
Несмотря на столь очевидные недостатки соглашения, в данный момент ни в Брюсселе, ни в Берлине, ни в Афинах не занимаются разработкой серьезных альтернатив. Как раз наоборот: на этой неделе Еврокомиссия приняла решение выделить Турции еще 3 млрд евро. Таким образом, до конца 2018 года возможность отгородиться с помощью Турции от еще большего числа беженцев обойдется Евросоюзу в общей сложности в 6 млрд евро.
Как уже было сказано, соглашение между ЕС и Турцией не решает ни одной из реальных проблем. Сделка стала лишь наглядным свидетельством лицемерия европейских политиков в том, что касается урегулирования миграционного кризиса.