Чего добивается Турция, введя в Сирию войска? Почему Россия и Запад сдержанно реагируют на действия Анкары? Стратегию сторон конфликта DW объяснил немецкий эксперт Кристиан Бракель.
Россия позволяет Турции ввести войска на территорию Сирии, но не дает ей продвинуться вглубь провинции Идлиб. Запад практически бездействует, глядя на шаги Анкары. Стратегию участников сирийского конфликта в интервью DW объясняет руководитель стамбульского отделения Фонда имени Генриха Бёлля Кристиан Бракель.
DW: Появляется все больше сообщений о том, что турецкая военная колонна хотела продвинуться в направлении стратегически важного населенного пункта Эль-Айс, но ее продвижению помешала либо сирийская артиллерия, либо бомбардировка российских ВВС. Вам что-нибудь известно об этом?
Кристиан Бракель: Достоверно лишь то, что турецкая военная колонна в ночь на 30 января вошла в провинцию Идлиб и хотела пробиться к линии фронта у Эль-Айса. Предположительно, с тем, чтобы усилить там оборону в связи с наступлением сирийской армии. Движение этой колонны остановилось после того, как дорогу, по которой она следовала, разбомбила российская авиация. Было ли это сделано для того, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение турецкой техники, или оказалось совпадением, продолжила ли колонна дальнейшее движение - все эти детали нам неизвестны.
Почему Турция хочет продвинуться дальше в Идлиб - один из последних бастионов оппозиции и повстанцев?
-Наступление на Идлиб ведут сирийские вооруженные силы. Турция заинтересована в том, чтобы сирийская армия не заняла этот анклав. Поскольку в северной части страны это один из немногих анклавов, которые удерживают повстанческие вооруженные группировки, поддерживаемые Турцией. А Анкара надеется, что эта территория станет козырной картой на переговорах в Сочи при обсуждении мирного соглашения.
Почему Россия вообще позволила турецким войскам продвинуться вглубь Турции?
-Территория, по которой продвигалась турецкая армия, не контролируется ни Россией, ни правительственными сирийскими войсками - она удерживается повстанческими группировками. Кроме того, именно эта область попадает в так называемую зону деэскалации, о создании которой договорились Россия, Иран и Турция. Регион вокруг Идлиба - это зона, ответственность за которую несет Анкара, удерживающая повстанческие группы от атак на армию Асада. И поэтому Россия предоставляет Турции свободу передвижения на этой территории.
С одной стороны, Россия сдерживает Турцию, не давая ей продвинуться вглубь Идлиба, хотя он находится в зоне ответственности Анкары. С другой - Москва позволяет турецким войскам подойти к Африну. Как это соотносится друг с другом?
-Россия заинтересована в завершении конфликта в Сирии - разумеется, на ее условиях. Она хочет убедить правительство страны участвовать в сделке, которая в долгосрочной перспективе обеспечит выживание сирийского режима - при этом необязательно сохранит власть Асад.
В начале прошлого года россияне предложили проект новой конституции, предусматривающий дальнейшее существование Сирии как централизованного государства, но с автономными правами для отдельных регионов. Но вот чего не хочет никто - так это сближения партии сирийских курдов "Демократический союз" (PYD) с американским руководством, а в последние месяцы именно это и происходит.
Россия сделала курдам выгодное для себя предложение: курды должны вывести свои войска из региона, а взамен там усилится военное присутствие сирийской армии, которая при необходимости сможет предотвратить атаку турецких войск. Все хотят сохранить хорошие отношения с курдами. Но при этом никто не заинтересован в том, чтобы они слишком заносились и предпочли, чтобы их обучали американцы - а при необходимости оказывали им военную поддержку.
Значит, план сработал? Ведь курды уже обратились за поддержкой и помощью к Асаду.
-Речь идет только об Африне. И я думаю, что Россия не заинтересована в постоянном наступлении турецких войск. Но Турции определенно в той или иной форме пошли на уступки, чтобы добиться от Анкары ответных уступок на переговорах в Сочи.
Мне трудно сказать, увенчается ли эта стратегия успехом, я не знаю всех закулисных игр. Очевидно лишь желание укрепить отношения с Анкарой или, как минимум, добиться от нее участия в стабильном соглашении, поскольку большая часть повстанческих группировок в Сирии управляется из Турции.
Означает ли это, что Турция добьется своей цели и предотвратит образование в Сирии курдского государства?
-Россия давно сотрудничает с партией сирийских курдов "Демократический союз", видя в ней противовес Турции и возможную буферную зону, сдерживающую другие повстанческие группировки. Никто не хочет, чтобы курды считали себя полномочными представителями американской армии в Сирии.
До недавнего времени Россия была заинтересована в определенном курдском самоуправлении. Но ее позиции в Сирии не настолько сильны, чтобы диктовать условия режиму Асада - хотя бы потому, что Москве приходится согласовывать свои действия с Ираном. А Иран ни в малейшей степени не заинтересован в курдской автономии.
Турция - член НАТО, в операции в Сирии она использует немецкие танки "Леопард" и сплотила вокруг себя радикальные исламские группировки. Почему Запад практически бездействует?
-Соединенные Штаты не бездействуют. А другим странам НАТО особо нечего сказать. В принципе, большинство западных стран, включая и США при президенте Трампе, в значительной степени перестали участвовать в составлении "дорожной карты" политического урегулирования конфликта в Сирии. Евросоюзу, к примеру, на протяжении многих лет ни разу не удалось выработать стратегию по Сирии. Да и стратегия американцев в основном заключалась в борьбе с "Исламским государством" и неохотной поддержке повстанцев. Мне кажется, что западные страны устали от конфликта в Сирии, а НАТО видит свою цель в том, чтобы сохранить согласованность в действиях членов альянса - насколько это возможно. Хотя, конечно, Турция своими нынешними шагами не облегчает эту задачу.
А разногласия между НАТО и Турцией, в свою очередь, были бы на руку России?
-По-моему, НАТО больше всего опасается того, что усиление разногласий с Анкарой может привести к тому, что Турция спровоцирует столкновения с США в районе Манбиджа. И Россия не преминула бы использовать это в своих интересах.