Почему турки в Германии голосовали за реформу Эрдогана?

| Deutsche Welle

Более 400 тысяч турок в ФРГ поддержали на референдуме инициативу Эрдогана по реформе конституции. Неужели они недостаточно интегрированы в немецкое общество? И есть ли связь между их интеграцией и турецким плебисцитом?

«Они слишком глупы для демократии», - такие или подобные комментарии можно увидеть в социальных сетях Facebook и Twitter после прошедшего 16 апреля референдума в Турции. Инициативу президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана - превращение Турции из парламентской в президентскую республику - поддержали 51,4 процента избирателей. Среди турок, проживающих в Германии и принявших участие в референдуме, более 63 процентов проголосовали за поправки в турецкую конституцию.

Немецкие социальные сети бурлят от возмущения. «Тот, кто проголосовал за предложение Эрдогана, лишился права жить в демократической стране», - пишут, среди прочего, пользователи. При этом вину за этот выбор они возлагают то на турок, которые так и не сумели интегрироваться в немецкое общество, то на немецкую интеграционную политику. Эмоции по этому поводу выплескиваются то в виде оскорбительных постов, то в абсурдных требованиях выслать всех турок из Германии. Но если подходить к этой ситуации с разумных позиций и без лишних эмоций, то сейчас самое время разобраться в целом ряде вопросов, которые помогут понять выбор немецких турок.

Цифры и факты

В ФРГ живут 2,9 миллиона выходцев из Турции. 1,4 миллиона из них имеют право голосовать, при этом в референдуме приняли участие почти 700 тысяч человек, то есть менее половины. 63 процента их них сказали «да». В абсолютных числах - это 450 тысяч человек.

В итоге голоса турецких избирателей, живущих в Германии и проголосовавших за поправки в конституцию Турции, составили на референдуме 0,2 процентных пункта, говорит DW Юнус Улусой (Yunus Ulusoy), научный сотрудник фонда «Центр изучения Турции и исследования вопросов интеграции» в немецком городе Эссене.

Кто в Германии проголосовал «за»

Инициативу Эрдогана по превращению Турции в президентскую республику поддержали, в основном, «мужчины, прежде всего, пенсионного возраста», полагает социолог Детлеф Поллак (Detlef Pollack) из университета имени Вильгельма в Мюнстере. «Это мужчины, которые видят в Эрдогане лидера, не позволяющего Западу себя поучать», - говорит Поллак, исследующий процесс интеграции выходцев из Турции в ФРГ.

Для многих из тех, кто проголосовал за предложение Эрдогана, референдум не был вопросом политического прагматизма. «Политическая суть референдума для таких избирателей была оттенена конфликтом между ЕС и Турцией, между исламским обществом и христианским», - убежден Поллак. Поэтому немецкие турки, поддержавшие предложение Эрдогана о расширении президентских полномочий, сказали «да» национальной гордости, турецкой идентичности, нации, национальности.

Кто не принял участие в референдуме?

В плебисците не принимали участия граждане Турции, живущие в Германии и не интересующиеся турецкой политикой, прежде всего, молодежь, говорит Юнус Улусой. Не стали голосовать и те избиратели, которые устали от агрессивной и исполненной ненависти риторики Эрдогана за последние месяцы. Детлеф Поллак, в свою очередь, считает, что референдум проигнорировали также те, кто так и не смог сделать окончательный выбор. «Ведь давление во время избирательной кампании было достаточно сильным», - говорит социолог. Поэтому его не удивляет, что многие проголосовали за предложение Эрдогана.

Те, кто сказал «да», плохо интегрированы?

Нельзя считать, что турецкие избиратели в ФРГ, сказавшие на референдуме «да», плохо интегрированы в немецкое общество. Думать так было упрощением, считает Юнус Улусой. Он обращает внимание на сильную эмоциональную связь многих живущих в Германии турок со своей родиной.

«Многие люди привезли свои политические пристрастия в Германию, а поскольку большинство из них прибыли в ФРГ в качестве гастарбайтеров из бедных регионов Турции, это часто означает, что они религиозны и консервативны в своем выборе», - говорит Улусой. Но главной причиной их выбора, конечно же, стал сам турецкий президент. В то время, как в Германии о живущих здесь турках вспоминают лишь в контексте их нежелания или способности интегрироваться в немецкое общество, Эрдоган говорит с ними позитивным тоном. Поэтому Детлеф Поллак считает тех, кто проголосовал «за» на референдуме, протестными избирателями, которые хотели послать сигнал Западу: «Принимайте нас всерьез и не игнорируйте наши потребности!» Более 400 тысяч человек проголосовали за автократическую политическую систему. Осознать это до конца, по всей видимости, невозможно. «Но нельзя забывать, что многие турки, живущие в Германии, не последовали за Эрдоганом, несмотря на его агитационную кампанию, запугивания и провокации. Мы должны думать и об этих людях», - подчеркивает социолог Детлеф Поллак.

Юлия Вергин, Наталья Позднякова, фото Audrey Scott