Президент Турции поддержал в Киеве территориальную целостность Украины, но промолчал о возможности присоединения к санкциям против РФ. Эксперты объясняют политику Анкары по отношению к Киеву геополитическим прагматизмом.
Переговоры президентов Украины Петра Порошенко и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который в понедельник, 9 сентября, посетил Киев с официальным визитом, продолжались почти три часа вместо запланированных 45 минут. У лидеров государств, очевидно, было немало общих тем для разговора. Но те довольно скупые детали переговоров, которые президенты упомянули во время пресс-конференции, - лишь небольшая видимая верхушка айсберга, считают опрошенные DW эксперты. По их мнению, за кулисами визита осталась главная часть переговоров, более сложная и неоднозначная.
Деликатный вопрос Крыма
Принципиально важным стало то, что в Киеве турецкий президент вновь озвучил позицию Анкары относительно принадлежности Крыма Украине и заявил об уважении к ее территориальной целостности, сказал в комментарии DW руководитель Центра политического анализа "Пента" Владимир Фесенко. При этом он отмечает, что турецкого лидера не стоит считать проукраинским политиком. "Эрдоган - очень прагматичный деятель, которым управляют не искренние чувства, а геополитический интерес", - считает аналитик. Он отдает должное умению президента Турции выстраивать параллельные многовекторные отношения с Россией и Украиной, удерживая при этом баланс в противоречивых для Москвы и Киева вопросах.
Одним из них является позиция Турции по отношению к аннексии Крыма и крымским татарам, подвергающимся преследованиям российских властей. Ведь Турция, на территории которой, по разным оценкам, проживает от одного до семи миллионов крымских татар, имеет все основания влиять на ситуацию в Крыму. Однако до сих пор свой потенциал "адвоката" крымских татар Анкара использовала мало, что не раз становилось поводом для разочарований официального Киева, отмечает Владимир Фесенко.
И, очевидно, во время разговора с Эрдоганом Порошенко выразил ему ожидания Киева по поводу роли Анкары в освобождении крымскотатарских политзаключенных, добавляет политолог. По крайней мере во время пресс-конференции турецкий президент сказал, что вопрос Крыма является для Турции "деликатным", и пообещал "принять меры относительно наших братьев, крымских татар, которые находятся в заключении".
Дружба в "треугольнике"
После начала российской аннексии Крыма в 2014 году Турция отнеслась к происходящему в Украине довольно прохладно, считает директор киевского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. По его словам, построить собственное, независимое от позиции России, направление в диалоге с Турцией Киеву удалось позже, благодаря истории со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Су-24 в ноябре 2015 года, что привело к серьезному противостоянию между Москвой и Анкарой. Наблюдатели убеждены, что вновь обретенная после этого громкого скандала дружба Путина и Эрдогана существенно украинское направление внешней политики Анкары уже не изменит, ведь это сближение объясняется, прежде всего, вовлеченностью двух стран в процесс переговоров по ситуации в Сирии.
То, что Эрдоган и Путин в последнее время часто общаются, можно использовать для урегулирования конфликта между Украиной и Россией, предполагает Владимир Фесенко. Однако с точки зрения Игоря Семиволоса, влияние президента Турции на позицию главы российского государства "в Киеве немного переоценивают". По мнению эксперта, Анкара и в дальнейшем будет поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины, "но склонить ее к активной позиции будет сложно". "Ни Порошенко, ни лидеры крымских татар не могут навязывать Эрдогану свои позиции. Они могут только предлагать ему свое видение", - сказал Семиволос в интервью DW.
Экономические интересы преобладают
Кроме политического диалога с Россией по ситуации в Сирии, на диалог с Москвой Эрдогана подталкивает экономическая выгода. "Темпы роста товарооборота Турции с Россией более быстрые, чем с Украиной", - отмечает Фесенко. Анкара не присоединилась к международным экономическим санкциям, введенным против России после аннексии Крыма, и продолжает проект строительства газопровода "Турецкий поток", который должен пройти по дну Черного моря в обход Украины. Именно поэтому в Киеве президент Эрдоган так и не дал ответа на прямой вопрос о том, готова ли Турция подкрепить свои заявления о поддержке суверенитета Украины введением санкций против РФ.
Еще одна чувствительная для Украины проблема, поднятая во время переговоров Порошенко и Эрдогана, - регулярное нарушение турецкими судами режима международных санкций, наложенных на порты аннексированного Крыма. Но Игорь Семиволос убежден, что, несмотря на обещания, президент Эрдоган "не будет применять своего влияния, чтобы разобраться с судами-нарушителями и их владельцами, поскольку он исходит из интересов той группы, которая за него голосует и в которой многие бизнесмены". "Турция потратила столько сил на то, чтобы восстановить экономические связи с Россией, что на новое обострение ради украинских интересов сейчас пойти не решится", - прогнозирует украинский политолог.
Оригинал, фото: Администрация президента Турции