«Новая политическая партия даст жизнь оппозиции Турции»

| Deutsche Welle

Доктор Демир Мурат Сейрек, старший советник по вопросам политики в Европейском фонде демократии, и Аманда Пол, старший аналитик в Европейском политическом центре, проанализировали политический путь Мерал Акшенер и к чему идёт её новая «Хорошая партия».

В течение последних 15 лет Турции не хватало эффективных оппозиционных партий. Для многих новая «Хорошая партия», возглавляемая Мераль Акшенер, может стать долгожданной альтернативой правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Правоцентристские политические партии в стране не новы. Однако последовательные неудачи политики в 1990-х годах стёрли их с политической карты Турции и оставили путь для правого правящего режима. То, что отличает «Хорошую партию», это популярность Акшенер, подпитываемая её политическим успехом и способностью привлекать избирателей. В апреле этого года, без поддержки какой-либо политической партии, она стала ведущей фигурой кампании против конституционного референдума, предоставляющего больше полномочий президенту.

61-летняя Акшенер, активный защитник прав женщин и гендерного равенства, является решительным и смелым политиком. Как реалист, который верит в основополагающие принципы современной Турции, включая секуляризм, она рассматривает вестернизацию как естественный путь развития. Мягкая националистическая риторика Акшенер и уважение к традиционным ценностям также резонируют с консервативным электоратом страны. Она пытается собрать консерваторов, националистов, светских правоцентристов и либералов вокруг политического центра.

Вступая в турецкую политику в 1995 году как член правой партии «Правильный путь», Акшенер стала первой женщиной, служившей министром внутренних дел страны. В 1997 году её демократическая позиция против турецких военных заслужила уважение в партийной линии. Она присоединилась к Партии националистического движения (ПНД) в 2007 году. Когда лидер ПНД Девлет Бахчели объединил свои силы с ПСР, чтобы переписать конституцию и реализовать президентскую систему, Акшенер оспаривала это решение при поддержке нескольких других видных членов ПНД. Импульс для новой партии возник после того, как её исключили из партии в 2016 году.

Альтернатива ПСР?

Новая «Хорошая партия» представляет собой разнообразную культуру турецкого общества. Среди её учредителей ведущие светские фигуры, такие как Али Тюрксен, наряду с молодыми и успешными значимыми людьми, в том числе руководителем рекламного отдела Google Тайланом Йылдызом. Ожидается, что женщины и молодые люди будут играть ключевые роли в партии.

Успех «Хорошей партии» будет зависеть от способности Акшенер очаровывать недовольных избирателей ПСР, ищущих новые альтернативы. Она должна быть в состоянии предложить конкретные решения для растущих проблем Турции. Привлечение как светских правоцентристских избирателей, так и умеренных консерваторов в крупных городах, а также националистических консерваторов в Анатолии окажет решающее значение. Объединить такой политический плавильный котёл будет непростой задачей.

Однако, если она будет успешной, Акшенер может стать редкой угрозой правящей ПСР. Именно по этой причине на её пути стоит ряд препятствий. Прежде всего, распространение партийного сообщения будет представлять собой серьёзную проблему. Ограничения свободы прессы означают, что «Хорошая партия» будет получать усечённое освещение в СМИ, за исключением альтернативных вещателей и онлайн-платформ. Более того, Акшенер должна будет продолжать отбиваться от проправительственных СМИ, готовых запятнать её имидж и имидж партийной организации. Она будет подвергаться материальным и административным ограничениям.

Трудная дорога впереди

2019 год - важный год голосования в Турции с местными, парламентскими и президентскими выборами. Переизбрание является решающим шагом для того, чтобы президент Эрдоган реализовал свою мечту стать первым президентом, избранным в соответствии с новой конституцией и, таким образом, занимать пост во время празднования 100-летия Республики в 2023 году. Несмотря на тиски его власти, он знает, что успеха достичь не легко. В прошлом выигрывать от 42 до 43% голосов было достаточно, чтобы управлять страной, например, но новая система требует абсолютного большинства.

Несмотря на вызовы «Хорошей партии», разумный оптимизм оправдан. Акшенер может иметь ограниченное освещение в СМИ, но её имя уже звучит в повседневных беседах. Многие турки возлагают на неё надежды, женщина бросает вызов Эрдогану и ещё раз показывает, что демократия в Турции не мертва.

Оригинал