Кредитно-рейтинговое агентство Fitch объявило 19 января, что решило закрыть свой офис в Турции.
Это был не неожиданный шаг, учитывая события последнего года, считает колумнист газета Hürriyet Угур Гюрсес. Но, по его мнению, это символическое событие стал вехой в истории развития Турции.
«Можно спросить: "Почему это веха?". Потому что знаменует собой конец турецкой мечты быть "финансовым центром" в то время, когда люди высказывают опасения, что страна отходит от правила, называемого "юридическая архитектура"», - пишет автор.
В настоящее время Fitch имеет офисы примерно в 20 развивающихся странах, включая Бразилию, Чили, Индию, Россию, Мексику, Южную Африку, Индонезию, Аргентину, Китай и Таиланд, напоминает журналист.
«Почему Fitch закрыл свои офисы в Турции, а не в каких-либо других странах G20?», - задаётся вопросом Гюрсес.
Несмотря на то, что рейтинговая компания заявила, что её решение «отражает желание Fitch поддерживать оптимальную структуру офисной сети и достаточный уровень ресурсов в каждой географической точке, в которой она работает», очевидно, что основной причиной закрытия Стамбульского офиса является факт, что, начиная с 2012 года, Турция всё больше отдаляется от ценностей ЕС, считает автор.
Один из источников сказал Гюрсесу, что, поскольку Турция отошла от принципов разделения властей и верховенства закона, стало невозможно писать отчёты аналитиков, на которых основаны кредитные рейтинги, - это работа, которая требует «свободы выражения».
Основная задача рейтинговых агентств - оценивать «способность погашать долг» компаний, финансовых инструментов и государственных казначейских департаментов, чтобы предоставлять информацию инвесторам, у которых есть деньги и ресурсы для инвестирования в рисковые активы, напоминает автор.
«В финансовых кругах Стамбула есть разговоры о том, что Fitch собрался и ушёл, потому что регулирующие органы в Турции потеряли свою независимость, и суды остаются под политическим влиянием», - добавляет Гюрсес.
По словам эксперта, в владельцы и инвесторы турецких компаний недавно решили проводить свои операции в Лондоне, создать штаб-квартиру и планировать первичные публичные предложения крупных брендов в Лондоне. Всё это, по мнению Саглама, подчёркивает их опасения по поводу безопасности их активов и прав собственности в Турции.
«Условия, введённые в соответствии с чрезвычайным положением, а также решения Конституционного суда, окончательного арбитра, только углубили эти проблемы», - заключает колумнист.