Ариана Феретиноу, колумнист Hürriyet Daily News, считает, что непредсказуемость усложняет отношения между Турцией и Грецией.
Вскоре после визита министра иностранных дел Греции Никоса Котзиаса, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил, что скоро нанесёт ответный визит.
Однако в Анкаре не состоялась совместная пресс-встреча между Котзиасом и министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу. Также не указана дата предполагаемого визита Эрдогана в Грецию, хотя греческие и турецкие СМИ опубликовали массу статей, указывающих на конец ноября или начало декабря. Небольшое независимое информационное агентство IBNA даже заявило, что встреча состоится 7-8 декабря.
В своем комментарии Феретиноу пишет, что ожидания высоки. «После необычайно "холодного" начала года, когда подозреваемые в связях с Гюленом были выпущены греческими судами, и агрессией в Эгейском море, обе стороны проявляют готовность к деэскалации», - пишет колумнистка.
Первый шаг, по ее мнению, состоялся, когда президент Греции Прокопис Павлопулос принял участие в саммите ЧЭС в Стамбуле в мае, хотя его частная встреча с Эрдоганом была отменена в последнюю минуту. Затем в июне премьер-министр Турции Бинали Йылдырым нанёс визит в Афины, после Котзиас - в Анкару, вслед за ним заместитель премьер-министра Турции Хакан Чавушоглу посетил Грецию в конце прошлой недели.
«Чавушоглу, который родился в Комотини (Гюмюрджина) в греческой Фракии, посетил Афины 2 ноября. Но его встреча с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом была отменена, и вместо этого он встретился со своим греческим коллегой Яннисом Драгасакисом. Информация о потенциальном визите президента Турции в Афины была главной темой, и, как сообщается, переговоры прошли гладко», - утверждает Феретиноу.
По мнению эксперта, второй этап визита Чавушоглу в его родной город во Фракии вызвал волнение в Афинах. «Он решил посетить Турецкий союз молодёжи Комотини, закрытый греческими властями, потому что они не хотели ассоциировать себя с мусульманским "турецким" меньшинством в Греции», - пишет автор.
Визит Чавушоглу совпал с внезапной эскалацией двусторонней военной и дипломатической напряжённости, которая началась с кратких предупреждений МИД Турции о совместных греко-египетских военных учениях на острове Родос. Анкара предупредила, что такая военная деятельность запрещена Парижским мирным договором 1947 года и представляет собой «нарушение международного права».
Министерство иностранных дел Греции ответило, что «Греция имеет право принять необходимые меры для эффективной защиты своего суверенитета и территориальной целостности на основе положений Устава США», добавив, что страна «не была участницей Парижского договора».
Греческие власти впоследствии опубликовали сообщения об увеличении присутствия турецких ВВС над Эгейским морем в районе островов Кардак/Имия. «Нашему соседу мы предлагаем дружбу. Мы хотим, чтобы Турция процветала с европейской точки зрения. Но Турция должна также предоставить реальные доказательства того, что она уважает международное и европейское право», - цитирует автор президента Греции.
По словам Феретиноу, главная проблема турецко-греческих отношений - непредсказуемость. «В любой момент времени "экстремальные погодные условия" могут расстроить всё, что было урегулировано, улаженный небольшой или крупный кризис. Список нерешённых двусторонних вопросов очень длинный, и было очень мало попыток высокого уровня для их решения», - заключает автор.
По её мнению, теперь обе стороны должны сделать конкретные шаги вперёд.