Турция переживает консервативный сдвиг в социальных сферах. Вопросы, связанные с системой образования и военными, по-прежнему вызывают озабоченность в традиционных республиканских кругах.
Об этом пишет Синан Байкент, колумнист Hürriyet Daily News. Он приводит в пример новую национальную учебную программу, которая стала включать несколько исламских учений, таких как «джихад», и исключила изучение эволюции.
«Социальный консерватизм является основной причиной того, что я склонен обозначать новую парадигму "нео-кемализм", а не только "кемализм". Президент Реджеп Тайип Эрдоган не обратился к кемализму. Но международная повестка дня наложила необходимость повторного изучения некоторых аспектов старой кемалистской практики», - анализирует автор. По его мнению, последствия попытки государственного переворота в июле 2016 года активировали значительные сегменты в государственном аппарате и позволили им оказать давление на Эрдогана, чтобы оживить память Ататюрка. В этом смысле нео-кемалистская парадигма, как считает Байкент, символизирует общие усилия между давней бюрократией и правящей партией, чтобы найти третий путь, отход от старых антагонизмов.
Нео-кемализм, по мнению автора, в чём-то схож с французским «голлизмом» (вытекающий из принципов и политики Шарля де Голля). «Нео-кемализм больше не отражает жёсткую идеологию, а скорее состояние ума. Чувствительный к таким вопросам, как национальная независимость и суверенитет, голлизм был очень прагматичным по существу; он приспособился к разным обстоятельствам и приобрёл популярность. Голлизм также выступал за авторитарную демократию, централизацию государственной власти, республиканский плюрализм, социальный либерализм и консервативные ценности», - добавляет эксперт.
Если нео-кемализм Турции может добровольно смоделировать свои образцы на «идее государства» голлизма, то, по словам автора, возможно, у республики будет шанс создать будущее для Турции в XXI веке.