Эрдоган кардинально изменил свою позицию к Ататюрку

Недавние высказывания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка вдохновили некоторых проправительственных журналистов к написанию «хвалебных» статей о нём.

Так считает турецкое левое издание soL. Согласно редакционной статье Эрдоган был вынужден изменить свою риторику в отношении Ататюрка после путча 2016 года.

Во время церемонии, посвящённой 94-й годовщине Дня Республики, 29 октября 2017 года президент посетил мавзолей Ататюрка Аныткабир в Анкаре.

По мнению газеты Эрдоган, известный своей критикой в адрес Ататюрка, несмотря на это выступил с хвалебными речами об основателе Турции, назвав его «дорогой, возлюбленный Ататюрк», и оставил соответствующую запись в мемориальной книге Аныткабира.

«Турецкий президент часто избегает упоминать имя Ататюрка, которое означает «предок/отец турок». - пишет издание. - Он называет его «Гази (ветеран) Мустафа Кемаль». Эрдоган считает себя отцом «новой турецкой нации», которая более тесно связана с оттоманским прошлым.»

Вслед за «хвалебными» словами Эрдогана в отношении Ататюрка, некоторые проправительственные журналисты написали статьи в той же тональности. Газета soL задается вопросом «А не приказала ли правящая Партия справедливости и развития (ПСР) писать восхваляющие Ататюрка заметки?».

Далее издание привело несколько примеров нетипичных для про правительственных газет:

Недавно в противоположность своим предыдущим отзывам Махмут Овюр из Sabah, Нагехан Алчи из Habertürk и журналист издания Star Ардан Зентюрк посвятили свои колонки «похвалам Ататюрка».

«В настоящее время в нашей стране нет ничего похожего на систему кемалистской опеки, но после вступления Турции в НАТО в 1952 году быстро сформировалась другая система, которая не имела никакого отношения к Ататюрку», - отметил журналист Ардан Зентюрк. По его словам, Мустафа Кемаль не сотрудничал с британскими войсками в попытке изменить классические доводы исламистов и сейчас нет необходимости бросать вызов секуляризму. Зентюрк подчеркнул, что если бы Ататюрк создал антирелигиозную республику, то в Турции никогда бы не сформировалось политическое течение Эрдогана.

Нагехан Алчи в статье «Любящий Ататюрк» написал, что многие вещи изменились после попытка переворота в 2016 году. «Каких бы взглядов мы ни придерживались, нас всех объединила угроза нашим общим ценностям, возникшая в ту ночь. Мустафа Кемаль Ататюрк и Республика являются теми объединяющими ценностями», - заключил он.

Алчи также повторил недавние слова Эрдогана в мавзолее Ататюрка о 15 июля 2016 года. «Сопротивление, оказанное нашим народом 15 июля, вошло в историю и является воплощением его духа и воли», добавив, что «Любящий Ататюрк не хотел бы, чтобы его возвели в лик святых», - написал журналист.

Ещё в одной статье Махмута Овюра из издания Sabah «Ататюрк и социальный консенсус» есть объяснение, почему президент и ПСР резко изменили свою позицию по отношению к Ататюрку.

«Президент Эрдоган оставил важное послание после того, как он вернулся на пост председателя ПСР. Оно касалось новой политической системы и президентских выборов, намеченных на 2019 год: "Мы должны охватить всё общество, чтобы набрать 50% плюс 1 голос". Понятно, что этот подход положительно повлиял на тех, кто отождествляет себя с республиканскими ценностями... Президент Эрдоган ищет способ нового социального синтеза с его политическим курсом», - написал Овюр.