И Эрдоган вновь восхваляет Ататюрка

| Мурат Йеткин

Во время торжественной церемонии, посвящённой 79-летию со дня смерти основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, которая состоялась 10 ноября, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган произнёс речь, удивившую многих в стране.

Президент подверг критике тех, кто замечал, что он обычно называл отца-основателя «Гази Мустафа Кемаль», что означает «ветеран войны Мустафа Кемаль», без упоминания его фамилии «Ататюрк», что означает «Отец турок».

«Некоторые люди предрекают различные варианты развития событий, потому что мы называли Ататюрка Ататюрком. Однако, что может быть плохого в том, чтобы называть его Гази Мустафа Кемаль Ататюрк? Собираемся ли мы оставить наследие Ататюрка тем, кто на публике поддерживает марксистскую риторику, но в душе является сторонником фашистской идеологии? Мы не допустим, чтобы аморфная партия, такая как главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) забрала Ататюрка у нашего народа. Наш народ будет вечно уважать Гази. И в этом нет ни малейшего сомнения. Все прекрасно понимают, что наш народ, который сам наделил Ататюрка этой фамилией, никогда не выступит против него. Итак, почему в последнее время возникают разговоры на этот счёт? Ответ заключается в том, что те круги, которые предпочитают перевороты, хунты, системы попечительства и ценности, враждебные нашим людям, пытаются прикрыться ататюркизмом [термин, обычно используемый в Турции для обозначения кемализма]», - заявил Эрдоган.

Иностранному читателю, конечно же, необходимо разъяснить данные высказывания президента.

«Гази», или «гхази», на самом деле, является прилагательным и означает больше, чем ветеран, поскольку несёт исламский оттенок, имея в виду раны, полученные во время священной войны. Здесь данный термин используется для обозначения ранения Ататюрка, полученного во время турецкой войны за независимость с 1919 по 1923 годы. Именно он возглавил освободительное движение Турецкой Республики после падения Османской империи. Мустафа - это имя, данное ему при рождении, которое также является первым именем Пророка Мухаммеда. Кемалем маленького Мустафу называл его школьный учитель, потому что в его классе были и другие Мустафы, однако мальчик выделялся своими достижениями и успехами в учёбе. «Кемаль» означает «зрелость» или «совершенство». Ататюрк - это фамилия, предоставленная ему турецким парламентом, когда в 1934 году был принят «Закон о фамилии». До этого турки использовали родовые имена вместо официальных фамилий, как это часто принято в большинстве восточных культур.

Многие консервативные круги и большинство религиозных групп в Турции стараются избегать использования слова «Ататюрк» в качестве фамилии, чтобы подчеркнуть, что они не полностью поддерживают реформы, проводимые им после образования республики. Некоторые делают это в знак протеста против реформ, в то время как другие для того, чтобы провести различие между его ролью в качестве лидера войны за независимость, главы новой республики и инициатора реформ, призванных помочь новой Турции присоединиться к западной глобальной системе.

Турецкие реформы, проводимые Ататюрком, не ограничивались «Законом о фамилии». В 1924 году был упразднён халифат с целью устранить религиозный дуализм в государственном управлении, проложив путь к светскому порядку. Члены оттоманской династии были изгнаны из страны. В том же году в рамках «Закона об унификации образования» были закрыты медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии - ред.) и религиозные школы, и вместо этого была принята современная система образования.

Кроме того, в 1925 году правительство запретило носить религиозную одежду в общественных местах. В том же году с целью адаптации к глобальной западной системе с 1 января 1926 года вместо календаря исламского хиджры (Луны) был принят Грегорианский календарь (Солнца), а также новая метрическая система.

В 1926 году правительство ввело Гражданский кодекс, запрещающий многожёнство для мужчин и предусматривающий гендерное равенство, включая государственные зарегистрированные браки и равное наследие и законные права для женщин.

Позже, в 1928 году был совершён переход на латиницу, заменившую арабский алфавит. В 1934 году женщинам были предоставлены равные права на избрание, а также право занимать должность. Таким образом, основой реформ Ататюрка было отделение государства от религии и содействие гендерному равенству и гармонизации с западной системой.

Вот почему речь Эрдогана можно считать вехой консервативной риторики, которая всегда доминировала в турецкой политике. Честно говоря, в Турции до сих пор нет консервативного политика. Ни Аднан Мендерес, ни Сулейман Демирель, ни Неджметтин Эрбакан, ни Тургут Озал не смогли изменить настроение в консервативных и исламских кругах относительно Ататюрка таким радикальным способом, как это сделал Эрдоган всего за одну ночь.

В тот момент, когда президент произнёс эти слова, почти все средства массовой информации, принадлежащие правящей Партии справедливости и развития Эрдогана (ПСР), стали восхвалять наследие Ататюрка, называя его «Отцом турок», а не только «Гази».

«Благодаря ПСР Турция достигла цели, поставленной Ататюрком, которую она должна была достичь и превзойти уровень современных цивилизаций», - написал главный юрисконсульт Эрдогана Бурхан Кузу в своём микроблоге в Twitter. Проправительственный журналист, Тургай Гюлер, который ранее высмеивал тех, кто ежегодно отдавал дань уважения Ататюрку минутой молчания, написал: «Покойся с миром, мой Ата», что является сокращённой версией от имени Ататюрка, то есть отца.

«ПСР: Мы с уважением вспоминаем Мустафу Кемаля Ататюрка в первую годовщину его присоединения к нам», - высмеял данную ситуацию пародийный интернет-сайт Zaytung, турецкий аналог The Onion.

Согласно закулисному репортажу опытного журналиста издания Hürriyet Нурая Бабаджана, изменение риторики правящих кругов может стать частью более масштабной стратегии, призванной завоевать сердца и умы тех, кто голосовал против предоставления огромных полномочий Эрдогану на референдуме в апреле 2017 года. То есть президент пытается расширить свою избирательную базу до выборов в 2019 году, чтобы компенсировать ущерб, нанесённый спорным референдумом.

Но это может быть не единственной причиной. Мало того, что многие группы, такие как националистические, городские и образованные избиратели, проголосовали «против» на референдуме, также не всем избирателям ПСР нравится, что исламистско-консервативное ядро партии не согласуется с основными ценностями Республики.

И если все те избиратели, которые уважают Ататюрка, поддержат НРП, тогда оппозиционная партия без труда преодолеет порог в 25-26% голосов.

Ежегодно 10 ноября толпы людей устремляются к мавзолею Ататюрка в Анкаре, чтобы выразить своё почтение.

В выступлении Эрдогана его мишенью стал герой войны за независимость и второй президент республики после Ататюрка Исмет Инёню. По словам президента, именно он несёт ответственность за угрозу ценностям турецкого народа, то есть на языке Эрдогана религиозным ценностям, если к власти придёт однопартийное правление НРП.

На самом деле обдуманные дипломатические шаги Инёню не позволили Турции вступить во Вторую мировую войну. Он также совершил переход в стране к многопартийной системе, предвидя возвращение мусульманской молитвы на арабском языке, которая, согласно постановлению Ататюрка, должна читаться только на турецком языке (одна из его самых обсуждаемых реформ), и открыл средние школы имама-хатипа для обучения мусульманских священнослужителей, одну из которых закончил Эрдоган.

Но для каждого обдуманного хода нужен антигерой, а для Эрдогана на данный момент это Инёню. Возможно, нам придется подождать ещё немного, чтобы образ Инёню восстановился в глазах Эрдогана.

Я поддерживаю хвалебные речи президента об Ататюрке с использованием его фамилии. Но она не должна использоваться в качестве пропаганды с целью обосновать утверждения о том, что ПСР поддерживает Ататюрка, если правящая партия попытается повлиять на основные принципы его реформ: отделение государства от религии, то есть светский порядок, равенство полов и сохранение западной системы с её демократическими стандартами и верховенством закона.