Похоже, что кризис в Ираке, вызванный намерением президента Регионального курдского правительства (РКП) Масуда Барзани провести 25 сентября референдум о независимости, предоставил ряду стран шанс прийти к соглашению.
Это относится не только к Турции и США. Министры иностранных дел Турции, Ирака и Ирана провели встречу в Нью-Йорке и объявили о создании механизма взаимного консультирования, призванного выступить против возможности создания независимого курдского государства. Все они обеспокоены тем, что сегодня РКП требует отсоединения от Ирака, а завтра это приведёт к аналогичным последствиям в Турции, Иране и Сирии.
Россия также высказалась в поддержку территориальной целостности Ирака. Будучи крупнейшим сторонником сирийского правительства, Москва вряд ли одобрит разделение территории Сирии.
Итак, кажется, Израиль является единственной страной, выразившей поддержку курдскому региону, отделяющемуся от Ирака. Кроме того, нет оснований полагать, что Израиль не поддержит подобные действия в Сирии, что ещё больше ослабит центральное правительство этой страны.
Из заявлений Эрдогана репортёрам ясно, что в ходе встречи в Нью-Йорке президент и Дональд Трамп даже не говорили о системах противовоздушной обороны С-400, которые Турция намерена купить у России. Ожидается, что в ближайшее время Владимир Путин прибудет в Турцию и этот вопрос, несомненно, будет обсуждаться.
Эрдоган сообщил, что во время встречи в Нью-Йорке в очередной раз выразил недовольство военной помощью США боевикам Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии, которые фактически являются пехотинцами американской армии в борьбе против ИГИЛ (запрещена в РФ), однако «со стороны Трампа не последовало никакой реакции». Похоже, что американский президент также не отреагировал и на требования Эрдогана об экстрадиции турецкого исламского учёного Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого властями Турции в организации попытки государственного переворота, предпринятой 15 июля 2016 года. Кроме того, Трамп оставил без ответа просьбы освободить арестованного в США турецко-иранского бизнесмена Резу Зарабба, обвиняемого в нарушении санкций в отношении Ирана. Но Трамп затронул вопрос о гражданине США Эндрю Брансоне – пасторе из города Измир, арестованного в Турции по обвинению в терроризме. Возможно, оба лидера пришли к соглашению, что эти разные дела должны рассматриваться независимыми судами в обеих странах.
Несмотря на все эти разногласия, как Трамп, так и Эрдоган, похоже, с радостью нашли объединяющую их проблему: недовольство разделением Ирака курдской автономией.