В целом несложно догадаться, что будет дальше. Я имею в виду, что после обсуждения армянского вопроса в Париже, на очереди дискуссии на данную тему в американской столице.
Это уже стало сродни отмечаемому в Вашингтоне каждый год Фестивалю черешневых цветов – традиции, возвещающей о приходе апреля.
А всё дело в том, что когда-то османское правительство захотело насильно выселить армян с населяемых ими территорий. Соответствующее распоряжение было отдано руководителям восточных вилайетов. Содержащую распоряжение телеграмму отправил министр внутренних дел Талат Пашы 24 апреля 1915 года на фоне стремительного развития событий в связи с Первой мировой войной и памятуя об угрозе нападения со стороны России. Поводом послужило налаживание сотрудничества между боевиками организаций «Дашнакцутюн», «Хынчак» и армией царской Россией, а также резня между мусульманами и армянскими христианами. Платить за это пришлось армянскому населению. В итоге произошло именно насильственное выселение людей с территорий, что обычно именуется «депортацией».
Однако перед этой депортацией и во время неё были убиты или оставлены умирать сотни тысяч человек, и большинство из них оказалось армянами, в итоге эти события стали вечным политическим проклятием для республиканской Турции. Армяне, покинув земли тогдашней османской Турции, вынуждены были поселиться в США и Европе. И теперь их дети и внуки говорят о том, что эта катастрофа не просто кровавая этническая чистка, а спланированный «геноцид армян».
Находившиеся у власти до Партии справедливости и развития правительства заявляли: «Турки никого не резали, резали как раз армяне». Отмеченная наивностью такая позиция не показалась убедительной многим правительствам и парламентам, которые друг за другом объявляли трагические события тех дней «геноцидом».
С самого начала премьер-министр Тайип Эрдоган был склонен занять иную позицию. Подход состоял в следующем: с одной стороны разделялась боль от пережитой катастрофы, с другой – налаживались политические мосты с Арменией. Однако до конца такую линию выдержать не удалось. Если послушать мнения влиятельных специалистов в Анкаре, главная причина состоит в том, что противоположная сторона не выразила готовности к консенсусу.
И пока положение остаётся таковым, армянское лобби, одно из самых активных в американском конгрессе, пользуясь своим влиянием, каждый год в феврале или марте выносит на обсуждение в Палату представителей законопроект, включающий инициативу объявить 24 апреля Днём «геноцида армян».
Если бы дело ограничивалось только этим, был бы нанесён урон авторитету Турции только на внешнеполитическом уровне, но такое решение влечёт за собой, помимо политических, юридические последствия.
Известно, что когда-то давно Высший суд США отклонил принятое федеральным судом решение клиентов одной страховой фирмы, которые требовали от Турции компенсации в связи с событиями 1915 года. Верховный суд заявил, в полномочия судов не входит принятие решений, которые могут повлечь за собой изменение курса внешней политики страны.
Дело в том, что придя к власти Барак Обама, дал слово не допустить подобных решений. Он вмешался, когда голосование дошло до Сената, и остановил соответствующие процедуры, заявив, что Турция является важным стратегическим союзником США.
Турция остаётся важным союзником США. Несмотря на разногласия с Израилем, Турция согласилась разместить в Малатье - вопреки возражениям со стороны России и Ирана - один из радаров, имеющих очень большое значение для натовского ПРО – глобального проекта, во главе которого встали американцы. Тем самым Турция продемонстрировала свою приверженность Западу. База «Инджирлик» продолжает функционировать. Турция принимает участие в международных операциях, проводимых в разных уголках мира – от Афганистана до Косово и Сомали. Позиции по Ливии и Сирии также делают Турцию ценным для США с военной и политической точки зрения союзником. Обама не будет просто так называть Эрдогана одним из пяти своих самых близких друзей в области политики.
Хотя нужно учесть, что в этом году в США пройдут выборы, и конкуренция высока. Израильское лобби, по понятным причинам, не станет поддерживать Турцию в дискуссиях с армянским и южнокипрским лобби. Поэтому в этом году Обаме придётся ещё труднее, и дискуссии могут достичь ещё большего накала.
Перевод МК-Турция