35-й уголовный суд Стамбула выпустил восьмерых правозащитников после слушания, закончившегося 25 октября. Они были арестованы 5 июля во время семинара под названием «Защита прав человека в трудные времена» в гостинице на стамбульском острове Бююкада.
После ареста активистов кампания против них развернулась в средствах массовой информации, близких к правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Их фотографии появились на первых страницах некоторых газет и на экранах телевизионных станций, осуждающих их как «шпионов» и «террористов».
Их обвинили в том, что они участвовали в шпионской деятельности против Турции, принимали участие в протестах в парке Гези (Таксим) в 2013 году и имели отношения с запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК) и движением Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в попытке военного переворота 15 июля 2016 года. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также сказал, что есть информация о том, что они участвовали в «последующей деятельности» в попытке государственного переворота.
Среди задержанных были Идиль Эсер, глава турецкой Amnesty International, ещё пять турецких активистов, гражданин Германии Питер Фрэнк Штойднер и гражданин Швеции Али Грави.
На следующий день после их освобождения ни одна из этих газет или телеканалов даже не упоминала об освобождении «шпионов» и «террористов», но некоторые комментаторы предположили, что они и Эрдоган, возможно, снова были «обмануты» какими-то «крипто-гюленистами» (скрывающими свою симпати или членство в движении Гюлена - ред.) в средствах массовой информации, полиции и судебных органах.(т.е. якобы сам арест правозащитников был "подставой" сторонников Гюлена для дискредитации Эрдогана, подобные обвинения часто встречаются в Турции после неловких ситуаций - ред.)
Был ещё один сюрприз. После выхода активистов немецкие СМИ 26 октября писали, что бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер говорил с Эрдоганом об их освобождении почти месяц назад, за неделю до федеральных выборов в Германии 24 сентября.
Шрёдер в настоящее время работает в российском энергетическом гиганте «Газпром» в качестве члена совета директоров и часто подвергается критике в СМИ в Германии и других странах. Известно, что Шрёдер находится в хороших отношениях с президентом Турции Эрдоганом и президентом России Владимиром Путиным.
Позже в тот же день министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль сказал, что именно он попросил Шрёдера использовать его доступ к Эрдогану в пользу немецких граждан среди задержанных активистов, сначала обсудив это с канцлером Ангелой Меркель. Габриэль также поблагодарил турецкое правительство за «выполнение своих обещаний», заявив, что он надеется, что будет сделано больше шагов. Правительство Германии работает над освобождением ещё двоих своих граждан, обвиненных в шпионаже - журналиста Дениза Юджеля и переводчицы Мешале Толу.
Обращаясь к словам Габриэля, глава оппозиционной Народно-республиканской партии Турции (НРП) Кемаль Кылычдароглу в прямом интервью частной телекомпании CNN Türk спросил, действительно ли Шрёдер выпустил правозащитников. Он утверждал, что если это так, то подобное ещё раз демонстрирует, что в сегодняшней Турции нет никакой независимости суда.
Министр юстиции Абдулхамит Гюль 27 октября заявил, что утверждение Кылычдароглу неверно, и подчеркнул, что об освобождении активистов между Турцией и Германией не было никаких переговоров. Освобождение стало результатом независимого судебного решения, подчеркнул Гюль.
На самом деле не только Шрёдер обратился к тому, чтобы не заключать правозащитников в тюрьму. В июле министр иностранных дел Великобритании по европейским делам Алан Дункан заявил, что этот вопрос донесён до турецкого руководства премьер-министром и министром иностранных дел.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй дважды разговаривала с президентом Эрдоганом по этому вопросу: на саммите «большой двадцатки» в июле в Гамбурге и в Нью-Йорке во время заседаний Генеральной Ассамблеи США в сентябре, сообщают официальные источники, попросившие не называть их имени.
Возможно, турецкое правительство будет продолжать отрицать или преуменьшать эти данные. Но в проправительственных СМИ начались дебаты о том, кто может быть «крипто-гюленистами» среди них и кого можно обвинить. Эту дискуссию интересно будет наблюдать.