Арест Бербероглу - новая веха допустимого в Турции

| Мурат Йеткин

Энис Бербероглу, член парламента социал-демократической Народно-республиканской партии (НРП), 14 июня был приговорен судом Стамбула к 25 годам тюремного заключения и немедленно отправлен в тюрьму.

Суд постановил, что Бербероглу «сознательно помогал террористической организации», предоставив средствам массовой информации «государственную тайну». Речь идёт о новостях: о том, как 19 января 2014 года силы жандармерии задержали грузовики Национальной разведывательной организации (MİT) Турции, поскольку они перевозили боеприпасы в Сирию.

Арест депутата НРП, который также является бывшим главредом газеты Hürriyet, является частью дела журналистов Джан Дюндар и Эрдем Гюль из газеты Cumhuriyet. Дюндар сейчас живёт в Германии, а Гюль был вместе с Бербероглу, когда суд зачитал своё решение. Бербероглу обвинили в предоставлении видеоматериалов о поиске грузовиков в Cumhuriyet; фотографии и видео уже были в средствах массовой информации, но впоследствии доступ к ним был ограничен по соображениям национальной безопасности. Прокуроры, судьи и командиры жандармерии, участвовавшие в операции с грузовиками MİT, были либо арестованы, либо с них была взята подписка о невыезде из-за предполагаемых связей с незаконной организацией Фетхуллаха Гюлена. Исламистского проповедника, проживающего в США, обвиняют в том, что он руководил попыткой переворота 15 июля 2016 года.

Сразу после оглашения приговора и до того, как его отправили в тюрьму, Бербероглу сказал, что он был приговорён «без каких-либо доказательств» и «сядет в тюрьму, выйдет из неё и отправит тех, кто вынес это приговор под суд». Он сказал, что это процесс против журналистики в целом.

НРП отреагировала на этот приговор решительно. Пресс-секретарь НРП Энгин Алтай сказал перед зданием суда, что дело было сфабриковано «так называемыми судьями и теми, кто хочет угодить диктатору». Алтай заявил, что решение было продиктовано правящей Партией справедливости и развития (ПСР), и оно направлено на сдерживание оппозиции в Турции. Другой представитель партии, Озгюр Озель, после экстренного заседания парламентской группы НРП, заявил, что его партия не сдастся фашизму.

Факт того, что его немедленно поместили в тюрьму, не дав возможности подать апелляцию, несмотря на депутатскую неприкосновенность, является новой вехой допустимого в турецкой политике.

Этот пример трудно рассматривать как исключительно уголовное дело, он важен с политической точки зрения и в отношении свободы СМИ.

Это приговор был вынесен в то время, когда Турция уже оказалась под градом критики за давление на журналистов и аресты политиков.

Я много лет работал вместе с Бербероглу как коллега и как друг. В какой-то момент он решил завязать с журналистикой и заняться политикой. Насколько я знаю его и турецкую политическую систему, он выйдет из тюрьмы с высоко поднятой головой, хотя я не могу сказать то же самое о тех, кто вынес этот приговор.

Подобные решения, скорее всего, ослабят позицию президента Реджепа Тайипа Эрдогана и правительства ПСР в их дипломатических затеях, прежде всего с Западом.

Очень горько писать новости и комментарии о друзьях и коллегах, которых бросают в тюрьму одного за другим.

Оригинал