Президент Тайип Эрдоган покинул Турцию 10 июля, чтобы принять участие в саммите НАТО в Литве.
«Сначала создайте условия для Турции по вступлению в Евросоюз, а затем мы рассмотрим членство Швеции», - заявил Эрдоган.
После двухчасового полета он приземлился в Вильнюсе, столице Литвы, где 11-12 июля пройдет саммит.
Он встретился с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и премьер-министром Швеции Ульфом Кристерссоном.
Вскоре после этого Столтенберг объявил, что Эрдоган дал «зеленый свет» членству Швеции в НАТО. Турецкий лидер сообщил своим собеседникам, что передаст Протокол о присоединении Швеции в турецкий парламент и что «проблем не будет». Также был подписан протокол из семи статей, который сразу же опубликовал Генеральный секретариат НАТО.
Парламент Турции на этой неделе отправится на летние каникулы. Попытается ли Эрдоган пройти ратификацию Швеции до летних каникул или он подождет до осени, чтобы выполнить свои обещания? Но непосредственный кризис в НАТО закончился. Членство Швеции в НАТО укрепило позиции США и ЕС против России. С точки зрения Запада, Турция предпочла стать «частью решения, а не частью проблемы», рискуя разозлить президента России Владимира Путина.
Но вне этих общих рамок, смогла ли Турция эффективно использовать свой козырь вето? Чего добился Эрдоган из того, что требовала Турция, и что в итоге Анкара получила, кроме хороших обещаний и советов?
Неожиданное стремление Эрдогана к членству в ЕС перед отъездом из Стамбула свидетельствует о том, что Турция была полна решимости использовать свое право вето в НАТО и в отношении Европейского союза, даже если Швеция выполнит свои антитеррористические условия, чего Анкара сочла недостаточным.
Что изменилось за прошедшие часы? Например, произошло что-то, что «способствовало» процессу членства Турции в ЕС?
Канцлер Германии Олаф Шольц сразу же отклонил, казалось бы, скромное требование Эрдогана, заявив: «Какое это имеет отношение к НАТО?».
Шестой статьей плана из семи пунктов стало обещание Швеции поддержать усилия по возрождению заявки Анкары на членство в Евросоюзе, «включая модернизацию Таможенного союза и либерализацию визового режима».
Бывший президент Турции и участник государственного переворота 1980 года генерал Кенан Эврен однажды сказал, что, когда он одобрил возвращение Греции в военное крыло НАТО сразу после военного переворота 12 сентября 1980 года, командующий США НАТО дал «военное обещание», что Турция будет принята в ЕС (тогда он назывался ЕЭС). Командующий ушел в отставку через 6 месяцев.
Должно быть, это шведское обещание ждёт аналогичная судьба.
Даже если Швеция и вступит в НАТО с одобрения Турции, Турция не вступит в ЕС только с одобрения Швеции.
Или может быть за эти несколько часов полета Швеция выдала Турции кого-либо из членов РПК или сторонников Гюлена, экстрадиции которых требовало турецкое правительство?
«Для того, парламент Турции одобрил заявку Швеции на членство в НАТО, прежде всего, вы должны выдать нам этих террористов, более 100, около 130, включая списки. К сожалению, они не смогли этого сделать», - заявил Эрдоган ранее 15 января.
Разве во время рейса Стамбул-Вильнюс Швеция передала кого-то из «более 100, около 130» имен, упомянутых Эрдоганом, судебным органам или отправила их Турции? Насколько нам известно, нет.
Швеция не сделала «ничего». Например, по просьбе Турции она лишь изменила свой закон о борьбе с терроризмом, в том числе внесла поправки в Конституцию.
Следует отметить, что во время избирательного процесса СМИ постоянно писали, что если Кемаль Кылычдароглу станет президентом, то он даст свое согласие на саммите НАТО, не дожидаясь экстрадиции из Швеции, потому что так хотели США. Разве сейчас события не развиваются по аналогичному сценарию?
Результат, названный сегодня в заголовках СМИ дипломатической победой, на самом деле является лишь списком обещаний.
Тем не менее, в протоколе из семи пунктов есть два, которые можно считать положительными для Турции. Одним из них является заявление в статье 3 о том, что «Швеция обещает, что не будет оказывать поддержку YPG/PYD и движению Гюлена». Таким образом, названия организаций были упомянуты в документе НАТО в рамках борьбы с терроризмом. Здесь значение имеет не обещание, а факт.
Другой — обещание в статье 4, что «Генеральный секретарь впервые в НАТО учреждает пост Специального координатора по борьбе с терроризмом». Посмотрим, как он будет работать.
Условие в статье 5 о том, что «не должно быть никаких ограничений, барьеров или санкций для защиты торговли и инвестиций между союзниками», на практике является пустой болтовней. Ведь такие союзники по НАТО, как США, Германия и Норвегия, в разное время вводили санкции на продажу военной техники Турции.
Наиболее конкретным примером является исключение США Турции из программы F-35 на том основании, что она закупила у России С-400, а затем отказ удовлетворить ее просьбу о продаже F-16.
На встречу с президентом США Джо Байденом Эрдоган отправится без шведского козыря. Продажа F-16 и поддержка США организаций, связанных с РПК в Сирии, являются наиболее важными вопросами для Анкары.
Что скажет Байден? Например, будет ли он заниматься вопросами демократизации и прав человека, которые также важны для отношений Турции с ЕС, такими как Осман Кавала и судебный процесс над участниками протестов в Гези? Или он попытается максимизировать национальные интересы США, признав, что он ведёт переговоры с Эрдоганом, который снова выиграл выборы и имеет парламентское большинство?
Завтра будет видно.