Карта Ближнего Востока радикально изменилась почти 100 лет назад в результате Первой мировой войны.
Это повлияло не только на Ближний Восток. Первая мировая война ознаменовала конец трёх важных династий, управляющих тремя континентальными империями старого мира: Романовых в Российской империи, Габсбургов в Австро-Венгерской империи и Османов в Великой Порте. Получается, что сто лет назад поменялись карты Центральной и Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока.
Карта Кавказа и Центральной Азии снова изменилась после распада Советского Союза в 1991 году. После карта вновь преобразовалась Центральной и Восточной Европы с внезапным распадом Югославии и разделением Чехословакии на две части.
Сегодня существует множество теорий заговора, распространяющих информацию о вероятности новой волны трансформаций на карте Ближнего Востока. И когда люди говорят об изменениях, всегда обсуждается возможность появления независимого курдского государства.
За последние 15 лет произошёл ряд событий, которые укрепили этот тезис. В частности, вторжение США в Ирак в 2003 году помогло создать Региональное курдское правительство (РКП) в северном Ираке во главе с Масудом Барзани, главой Демократической партии Курдистана (ДПК).
Более свежим примером является использование Центральным командованием США Отрядов народной самообороны (YPG) в качестве наземных войск против ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии. YPG является сирийским ответвлением запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК), которая находится в списке террористических организаций США. РПК была тайно основана в Турции в 1978 году с целью отторжения территории от четырёх соседних государств - Турции, Ирана, Ирака и Сирии - для независимого Курдистана.
Принесут ли усилия РПК по борьбе с ИГИЛ автономию в Сириии, на участке земли, имеющем границу в несколько сотен километров с Турцией? Что произойдёт в результате конкуренции между РПК и ДПК в населенных курдами районах Ирака, которые граничат как с Турцией, так и с Ираком?
Именно эта конкуренция, в первую очередь, заставила Барзани объявить о планах проведения референдума о независимости от Ирака, намеченного на 25 сентября. Момент был выбран не очень удачно, поскольку сразу после заявления разразился дипломатический кризис между Саудовской Аравией (и её союзниками) и Катаром. Западные правительства увидели, что курдское государство в Ираке немедленно приведёт к появлению проиранского шиитского государства на юге Ирака, включая богатый нефтью и газом регион Басры, что может оказать дополнительное давление на Кувейт и Саудовскую Аравию, и ещё больше обеспокоить Израиль.
Есть два дополнительных фактора, которые также затрудняют появление курдского государства.
Первое - присутствие тысяч стражей иранской революции на иракском и сирийском театре военных действий, поддерживающих несуннитские режимы Багдада и Дамаска.
Второй фактор заключается в том, что Турецкая республика по-прежнему сильна, несмотря на ряд попыток ослабить свои вооружённые силы в последние 15 лет.
Любое изменение карты нынешнего Ближнего Востока может привести к цепной реакции, и никто не может догадываться, как и где это процесс остановится.
Поэтому ответ на вопрос в заголовке: маловероятно. Но, к сожалению, мы сможем это понять только после ещё большего кровопролития и боли.